Все статьи едиториала:
- ВТОшные дела 0. Общая информация.
- ВТОшные дела 1. Аудиты официальных систем надзора.
- ВТОшные дела 2. Иные (не аудит) системы допуска продукции, производимой за рубежом, на внутренний рынок России.
ВТОшные дела 0. Общая информация (Н. Власов)
Сегодня мы начинаем серию публикаций, посвященных изменениям, которые произойдут или вероятно произойдут после присоединения России к ВТО.
Эти публикации имеют целью психологическую и информационную подготовку к работе в новых условиях российских предпринимателей, деятельность которых в той или иной степени связана со сферой компетенции Россельхознадзора в плане осуществления ветеринарного надзора и контроля, и адресованы, прежде всего, именно им.
Как всегда в таких случаях, на форуме мы откроем тему, которая так и будет называться «Дела наши ВТОшные». Там вы сможете задать вопросы, обсудить то, что вам интересно по этой теме.
Сначала хочу сказать несколько слов не о чем–то конкретном а вообще… Не как политик, конечно. Мы, в Россельхознадзоре, вообще не политики, а технари – практики.
Просто мы были довольно долго внутри процесса присоединения. Соответственно и видели его изнутри и снаружи, а не как большинство из вас – только снаружи. Не весь процесс, конечно, а только свой кусочек. Он небольшой, но очень важный для нашей страны, поскольку и сельское хозяйство и еда, да и все, что с ними связано, для любой страны очень важно.
Путь в ВТО для нас был достаточно долгим. Этакая «долгая дорога в дюнах» получилась.
И сразу вопрос возникает: а почему такая долгая? Почему наша страна оказалась последней большой экономикой мира, которая туда попала? Все ведь знают, что некоторые страны постсоветского пространства прошли его во много раз быстрее.
В первую очередь потому, что мы не стремились в ВТО любой ценой. Что это значит? Это значит, что высшее руководство страны приоритет защиты экономических, политических и социальных интересов нашей страны (и собратьев по ТС, конечно) ставило выше присоединения к ВТО как политического шага или, если угодно, собственного политического достижения. Так и ориентировало всех участников процесса присоединения.
Само же присоединение – это процесс переговоров. Переговоры – это почти всегда торг: торг за уступки и за преференции. А торг – это всегда дольше и труднее, чем просто прийти на точку и заплатить сколько спросят. Так, кстати говоря, и поступили те страны, что вступили в ВТО бегом. Это раз.
Второй момент, который сделал этот долгий торг возможным, – это структура нашего экспорта. То, что Россия, в основном продавала в прошлом и, в основном, продает сейчас, итак вэлкам на международном рынке.
А ВТО и членство в ВТО – это для любой страны прежде всего средство попасть на чужие внутренние рынки, используя правила и механизмы общие для всех, написанные на бумаге, подкрепленные системой разбора споров, системой штрафных санкций.
Но ситуация меняется: растет объем товаров для экспорта, причем в их числе и восполнимые ресурсы. В нашей сфере это уже рыба, зерно, курятина. На подходе свинина. Дальше, учитывая небывалые даже в советские времена объемы капвложений в сельское хозяйство, будет больше. А вот эти товары на международных рынках уже не вэлкам. Рынки поделены. Причем давно.
Третий момент – это уж мое личное впечатление – он этакий трудно доказываемый, но легко ощущаемый. Особенно если посидеть в Женеве на этих самых переговорах. А мы таки посидели. Не столько, конечно, как сотрудники Максима Медведкова, но хватило…
Он заключается в том, что до некоторых пор в полном объеме, а сейчас в несколько усеченном, но вполне действующем, ВТО было и есть средство продвижения на внешние рынки американских и европейских (не всех – английских, французских и немецких в основном, а не болгарских, или, скажем, эстонских) товаров. И уж только потом – товаров других стран. И то потому лишь, что иначе нельзя: система работать не будет. И не только товаров. Еще системы ведения бизнеса, причем не только в торговле, но и в производстве, в финансах. В нашем случае это, в частности, выражалось в том, что на этих многолетних переговорах нас «тренировали» в основном именно американцы и европейцы.
По этой причине появление в системе «игрока», который имеет собственную волю, стремление не только следовать решениям, но и решать, не только выполнять правила, но и формулировать их, а наша страна и наша политэлита именно такие, тоже не вэлкам. Даже мене вэлкам, чем наша курятина, которая уже 9-й год безуспешно пытается пробиться на рынки ЕС.
Но, так или иначе, наша долгая дорога в дюнах оканчивается. И скоро правила большой игры под названием международная торговля для нас изменятся. Не то, чтобы до полной неузнаваемости, но изменятся. И к этому надо быть готовым.
Сейчас много обсуждается надо ли бояться нашего членства в ВТО.
Кто-то говорит, что мы получим от вступления массу бонусов. Что наши товары рекой хлынут на внешние рынки. Что все барьеры, которые выстраивают другие страны на их пути, враз рухнут. И все это по той лишь причине, что мы теперь члены ВТО. Ни чего этого ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ не произойдет.
Кто-то говорит, что это ужасно. Что наше сельское хозяйство никогда-никогда не сможет конкурировать, к примеру, с бразильским. Просто потому, что страна мы северная и расходы на производство у нас выше, что фундамент свинарника у нас надо вкапывать глубже, чем в США, а, значит, наша свинина будет неконкурентоспособна. Что такая-то и такая-то отрасль у нас вообще разорится. И все это потому, что мы будем членами ВТО, и должны будем выполнять правила ВТО. И ничего из этого ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ тоже не произойдет.
Что же произойдет? Произойдет то, что изменятся правила игры.
И ее результат для нас будет определяться тем, насколько хорошо мы будем играть. Будем играть хорошо, умело использовать все механизмы ВТО и рычаги, которые предоставлены нам природой (ресурсы), предками (территория), будем играть как одна команда (оглядываться на последствия того или иного шага не в одной сфере, а во всех, оглядываться бизнес на органы власти, органы власти на бизнес) – будем чаще выигрывать. Нет – будем чаще проигрывать.
Отсюда вывод. Он прост: не надо бояться вступления в ВТО. Надо оглянутся вокруг и задать себе вопрос: если ВТО это так ужасно, особенно для северных стран, то почему все в ВТО только вступают? Почему, окунувшись в этот ужас, ни кто не покидает этой организации? В том числе Канада, где свинарники надо вкапывать также глубоко, как у нас, где тоже плоховато соя растет? В том числе Финляндия и Норвегия, где вообще практически ни чего не растет?
Бояться надо не членства в ВТО. Бояться надо того, что мы будем плохо играть по этим правилам. Нашей неподготовленности надо бояться. И надо с ней бороться. По мере сил.
Бороться, в данном случае, = учиться. Изучать правила, методы и чужой опыт. Воплощать полученные знания в делах.
А теперь об изменениях в системе допуска зарубежных товаров животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных на наш внутренний рынок (далее все это вместе = «подконтрольные товары). О том, что изменится в этой системе после ратификации договора о присоединении.
ВТОшные дела 1. Аудиты официальных систем надзора (Н. Власов)
Основным методом допуска зарубежных товаров на внутренний рынок России станет аудит зарубежных официальных систем надзора. Пару лет назад, прочитав такую фразу, я бы в ней вообще ни чего не понял. А фраза правильная: почти дословно списанная с законодательства.
Сейчас, потренировавшись в Женеве, попробую объяснить простыми словами что она значит.
Что такое «официальная система контроля»? Это обобщенное название системы обеспечения биологической безопасности и пищевой безопасности страны, которое включает в себя:
- нормы законодательства (законы, директивы, приказы, инструкции, наставления и т.д.), в которых устанавливаются обязательные требования к производимым на территории страны и ввозимым на ее территорию подконтрольным товарам, требования к предприятиям, где они производится, к процессам их производства и к системе контроля;
- систему органов государственной власти, которые обеспечивают создание этих норм законодательства, контроль и надзор за их исполнением, включая:
- их полномочия, закрепленные в законодательстве,
- их финансирование,
- их материально техническое оснащение,
- их методическое обеспечение,
- степень подготовленности их кадров,
- этические и нравственнее нормы, которыми они руководствуются, которые характерны для подавляющего большинства должностных лиц этих органов,
- открытость, прозрачность и предсказуемость их действий, степень их коррумпированности, эффективность их действий,
- приоритеты их деятельности;
- принятый в данном секторе производства (например, в производстве мяса КРС) данной страны стиль производства, степень самоконтроля при производстве;
- степень прослеживаемости продукции и товаров при их производстве и обороте, степень достоверности данной системы;
- степень соответствия реализуемых в отношении предотвращения возникновения и распространения заразных болезней животных и предотвращения попадания в оборот не безопасных подконтрольных товаров или безопасных, но не соответствующих обязательным требованиям, реально существующим в это стране угрозам и рискам, т.е. обстановке (эпизоотической, экономической социальной и т.д.);
- практики реализации и полнота выполнения требований законодательства, касающихся безопасности и соответствия этим требованиям подконтрольных товаров, процессов их производства, предприятий и мест, где они производятся или добываются.
То, каким должно быть все перечисленное, с тем, чтобы соответствовать средним мировым образцам, указано в стандартах, которые разрабатываются несколькими международными организациями. Они собирают и «переваривают» опыт почти всех стран мира. Выбирают из него лучшее, наиболее эффективное. Анализируют ошибки отдельных стран.
И не надо думать, что любая из этих организаций представляет собой некую группу «марсиан» или неведомо откуда свалившихся экспертов, или чьих-то засланцев. Это группа, состоящая из представителей множества стран-членов ВТО. Каждый из них, будь то чиновник или ученый, медик или ветеринар, имеет соответствующий личный авторитет (туда по блату не попадают) и опору на всю экспертную и научную инфраструктуру своей страны. Наши представители там, кстати, тоже должны занять свое место. Причем достойное место, а лучше одно из ведущих мест. Случится это или нет, зависит только от нас. Нашей стране нужно не жалеючи вкладывать в то, чтобы это случилось, силы и средства. Только так мы сможем продвигать там, в правильных этих стандартах, и всеобщее благо и свои собственные интересы. Если этого не поймем – останемся на обочине. А караван уйдет.
Эти стандарты в сфере предотвращения распространения заразных болезней животных – то, что нам наиболее близко, отражены в международных документах Всемирной Организации Здравоохранения Животных (короткое название МЭБ – Международное Эпизоотическое Бюро – это историческое название данной организации. http://www.oie.int):
- Кодексе наземных животных,
- Кодексе водных животных,
- Руководстве по диагностике наземных животных,
- Руководстве по диагностике водных животных.
В сфере пищевой безопасности стандарты отражены в документах Комиссии Кодекса Алиментариуса (http://www.codexalimentarius.org):
- в отношении допустимого содержания отдельных веществ – в перечне стандартов;
- в отношении допустимых содержаний остатков лекарственных средств для животных – и рекомендуемых методов определения их остатков;
- в отношении допустимых содержаний остатков пестицидов – и рекомендуемых методов определения их остатков;
- в отношении пищевых добавок.
Аудит официальной системы надзора означает комплексную полноразмерную проверку официальной системы надзора какой-либо страны, которая желает экспортировать свои подконтрольные товары в другую страну, которую проводит компетентный орган этой другой страны.
Что такое «компетентный орган»? Это орган государственной власти конкретной страны – страны-импортера, который уполномочен на проведение надзора и контроля в соответствующей сфере. В нашем случае – в сфере государственного ветеринарного надзора и ветеринарного контроля. Почему не какое либо понятное название, например, «госветслужба», а именно «компетентный орган»?
Да просто потому, что в разных странах они называются по-разному. У нас – Россельхознадзор. Хотя почему «сельхоз» — нам и самим не понятно.
Надзор за болезнями собак и кошек – это разве «сельхоз»? А за болезнями рыбы морского промысла? А за дикими животными? Ну как назвали – так и назвали.
Могли и еще чуднее назвать, к примеру так: «Еду-к-порядку!». Что, думаете, шучу? Ни чего подобного. Норвежцы свой компетентный орган так и назвали: Маттельсиннет. Мат – еда, ель – к, синнет – порядок.
Возвращаюсь к теме.
Именно комплексную и полноразмерную, в ходе которой проверяется, и проверяется очень внимательно и подробно, все вышеперечисленное.
А раз все и раз подробно, то очевидно, что это очень большая, сложная и длительная процедура. Причем процедура, требующая подготовленных специалистов. Например, такая проверка российской официальной системы надзора в секторе по производству мяса птицы проводится компетентным органом Евросоюза уже 9-й год.
Целями проверки является установление того, (1) соответствует ли официальная система надзора страны – потенциального экспортера перечисленным стандартам и (2) способна ли она обеспечить уровень биологической и пищевой безопасности, который задан законодательством страны – потенциального импортера. Он, кстати, этот уровень может быть как выше, так и ниже этого стандарта. Это очень-очень важно понимать, но это другая тема. Которая «дале будет».
Итак, если все соответствует, то официальная система надзора страны – потенциального экспортера признается способной обеспечить и обеспечивающей тот уровень биологической и пищевой безопасности, который задан законодательством страны – потенциального импортера.
Тогда работает следующий основной механизм допуска. Поставки продукции из страны – экспортера в страну импортер могут производиться с ЛЮБОГО предприятия страны – экспортера, которое аттестовано для выпуска своей продукции в оборот в стране – экспортере.
В отношении этих предприятий или выпускаемых ими подконтрольных товаров могут применяться другие ветеринарные меры (о том, что это такое — в следующий раз), например составление реестра аттестованных предприятий, ветеринарная сертификация.
В отношении этой проверки у страны – потенциального экспортера с конкретной страной – потенциальным импортером (в рассматриваемом случае импортер – Россия) могут быть 4 состояния:
- аудит не производился,
- аудит производится, но не завершен,
- аудит завершен успешно (все соответствует),
- аудит завершен не успешно (все или что –то не соответствует).
В отношении экспорта в Россию такие аудиты не производилась в отношении каких-либо стран мира. Следовательно, прямо сейчас нет ни одной страны мира, продукция из которой может получить доступ на внутренний рынок России с использованием этого механизма.
Еще одно следствие состоит в том, что в скором времени у нас будет очередь из стран, которые будут желать проведения такого аудита в отношении того или иного сектора производства подконтрольных товаров для их экспорта в Россию.
Насколько быстро эта очередь будет продвигаться будет зависеть от того, какими ресурсами Россельхознадзор будет располагать для проведения таких аудитов: больше людей у нас будет для этого – очередь будет двигаться быстрее, меньше людей – медленнее. Больше средств для командировок и т.д. – быстрее, меньше – медленнее. Выше квалификация и производительность труда наших людей, которые будут этим заниматься, — быстрее, ниже – медленнее. И так далее.
Каков эффект от аудита, к чему надо быть готовым нашим предпринимателям?
Если аудит будет завершен успешно, то все, еще раз подчеркиваю ВСЕ, предприятия данного сектора страны – экспортера получат право на поставку своей продукции в Россию. Обычно в конкретном секторе производства тысячи и десятки тысяч предприятий. Значит, товаропоток возрастет и конкуренция в этой группе товаров на внутреннем рынке усилится.
Точно также этот механизм работает и в обратном направлении – в отношении экспорта из России в третьи страны. Третьи страны – это все зарубежные страны, кроме стран – членов ТС, а также стран, с которым у нас будет – пока таких стран нет – соглашение о свободной торговле.
И тут тоже темп проведения аудитов будет зависеть от тех возможностей, которыми мы располагаем. Дело в том, что в ходе аудита компетентный орган (это мы – Россельхознадзор и в отношении части подконтрольных товаров – Роспотребнадзор) страны экспортера (в данном случае это Россия), будут готовить и обрабатывать по запросу компетентного органа страны – импортера огромное количество информации.
Темп ее подготовки будет зависеть от того, чем располагает компетентный орган страны – экспортера (люди, деньги, оснащение, полномочия). От темпа подготовки будет зависеть скорость достижения результата, а результат – это доступ товаров всех российских предприятий данного сектора на внутренний рынок конкретной страны – импортера.
Россия в прошлом уже прошла такие аудиты с некоторыми странами в отношении некоторых из секторов своего производства или проходит их сейчас.
Вот какая тут сложилась ситуация на сегодняшний день.
Официальная система надзора Российской Федерации успешно прошла аудит в отношении молочного сектора, производства мяса оленины (только Мурманская область и Ямало-Ненецкий АО), рыбы морского промысла, для поставки продукции в ЕС.
В настоящее время проводится, но не завершен, аудит официальной система надзора Российской Федерации в отношении мяса птицы, готовой мясной продукции и мясных полуфабрикатов из мяса КРС, свиней и птицы для поставки продукции в ЕС.
В настоящее время проводится, но не завершен аудит официальной система надзора Российской Федерации в отношении мяса птицы для поставки продукции в США.
Иными словами все предприятия – производители продукции из указанных выше прошедших аудит секторов, аттестованные для выпуска своих товаров в обращение на территории России, имеют возможность поставлять свою продукцию в соответствующие страны.
При этом не надо забывать, что в отношении этих товаров и производящих их предприятий могут применять и другие ветеринарные меры. Но об этом – в следующий раз.
ВТОшные дела 2. Иные (не аудит) системы допуска продукции, производимой за рубежом, на внутренний рынок России (Н. Власов)
Естественно, вводя в арсенал наших возможностей аудиты зарубежных официальных систем надзора, мы не могли ограничиться лишь им.
Причины этого вполне очевидны.
Например, такая.
С 01 такого-то-месяца мы «полностью» в ВТО и начинает действовать система допуска зарубежной продукции на основе аудитов официальных систем надзора.
Соответственно все иные способы доступа перестают работать. От начала аудита конкретного сектора конкретной страны до его завершения в типичном варианте проходит не менее 1 года, в среднем – 2 года. И что, на это время прекратить всякий импорт? Очевидно, что это не возможно.
Или вторая задачка.
Дано:
у нас более 160 стран – торговых партнеров.
Ни кто из них не прошел аудит.
Средний темп работ по проведению аудита (из данных работы наших европейских коллег) составляет 2 человекогода на один сектор одной страны.
Средняя продолжительность работ по одному сектору производства одной страны — 2 года.
В соответствующем отделе Россельхознадзора работает 5 человек (которые занимаются далеко не только аудитами и которых приказано сократить на 20%)..
Спрашивается: через какой промежуток времени будет аттестована половина стран – партнеров?
Ответ: при имеющихся ресурсах (прежде всего кадры) через 512 лет (если будет упомянутое сокращение, то через 616 лет).
По этой причине мы обозначили аудит как основной механизм предоставления доступа, но в качестве вспомогательного оставили действующие механизмы, которых числом два с половиной. Вот о них сейчас и речь.
Первый из этих механизмов хорошо известен потому, что мы его используем уже много лет. Это проверка предприятия – потенциального экспортера на соответствие российским требованиям (проверяется продукция, процессы производства и место производства). Те предприятия, которые прошли проверку, попадают в реестр зарубежных предприятий-экспортеров. С момента попадания в реестр они могут поставлять свою продукцию в Россию. Тут много комментировать смысла нет поскольку все всё знают. Отмечу лишь, что этот способ доступа мы оставили и для того, чтобы не чинить препятствий товарообороту, и для того, чтобы была возможность поддерживать торговлю с теми странами, которые ЗАВЕДОМО не могут успешно пройти аудит.
Однако, этим методом также обойтись нельзя поскольку (1) он весьма и весьма затратен и не может обеспечить требующегося для бизнеса темпа работ, поскольку подготовка международных инспекций это долго, а оплата расходов на их проведение – весьма дорога.
По этой причине мы будем использовать еще один метод и также использовали его в прошлом. Этот метод — проверки предприятий третьей страны – экспортера силами госветслужбы этой страны. Причем проверка производится на соблюдение исполнения РОССИЙСКИХ требований.
Именно российских, а не, как в случае аудита, — на исполнение требований третьей страны, которые признаны ЭКВИВАЛЕТНЫМИ российским – обеспечивающими тот же уровень биологической и пищевой безопасности, как и российские.
В результате проверок госветслужбой страны-экспортера формируется некий список предприятий – экспортеров, который пересылается нам вместе с гарантиями госветслужбы страны – экспортера о том, что все они соответствуют российским требованиям. Мы помещаем эти предприятия в Реестр предприятий третьих стран под гарантии страны – экспортера.
Затем в плановом порядке мы проводим через какое-то время проверку небольшой части этих предприятий. Если большая часть из них соответствует российским требованиям, то все счастливы, и вся система продолжает работать. Если нет – начинаем разбор ситуации вплоть до отзыва у страны-экспортера права предоставлять такие гарантии по причине их необоснованности.
Этот метод мы будем использовать на основе анализа риска.
Т.е., если мы имеем обширный и положительный предыдущий опыт торговли с ЭТОЙ страной ЭТОЙ продукцией, то право предоставления гарантий будет предоставлено. Если с ДАННОЙ продукцией связан НИЗКИЙ уровень риска, то право предоставления гарантий будет предоставлено.
За половинку метода принимаем метод номер 2 (включение под гарантии госветслужбы страны-экспортера), но с маленькой модификацией.
Этот метод рассчитан на то, что он будет использоваться в случае НЕ ВПОЛНЕ удачного аудита зарубежной официальной системы надзора. Т.е. в случаях, когда функции свои госветслужба страны-экспортера исполняет хорошо и добросовестно, но значительная часть предприятий ДАННОГО сектора не в состоянии выполнять требования Российской Федерации, а требования страны-экспортера отличаются от наших. Тогда по результатам такой проверки госветслужбе страны-экспортера может быть предоставлено право предоставлять гарантии.
Вот с использованием такого арсенала мы рассчитываем, что переход от старой системы предоставления доступа на наш внутренний рынок к новой пройдет плавно, без ненужных рывков и проблем для бизнес сообщества.
Еще раз напоминаю, что все эти нововведения не будут означать уменьшения уровня безопасности импортируемых товаров, поскольку, кроме методов предоставления зарубежным предприятиям — экспортерам доступа на наш внутренний рынок, есть и другие ветеринарные меры, о которых мы поговорим в следующий раз.