Перейти на старую версию сайта
Россельхознадзор
Россельхознадзор Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору
  • О Россельхознадзоре
    • Руководство
    • Структура
    • Полномочия ведомства
    • Открытая служба
    • Государственная служба
    • Финансовая деятельность
    • Контрактная система
    • Государственное имущество
    • Противодействие коррупции
  • Деятельность
    • Контроль и надзор
    • Госуслуги
    • Экспорт/импорт
    • Информационные системы
    • Реестры
      • Реестр уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по производство готовых кормов для животных
    • Эпизоотическая ситуация
    • Регионализация
    • Реформа контрольно-надзорной деятельности
    • Мониторинг
    • Компартментализация
    • Маркировка и учет животных
    • Экспортный еженедельник
    • Побочные продукты животноводства
  • Пресс-служба
    • Главное
    • Новости регионов
    • Новости информационных систем
    • Новости науки
    • Интервью и комментарии
    • Фильмы и видеопроекты
    • Корпоративные СМИ
    • Контакты
  • Для граждан
    • Обращения граждан
    • Прием граждан
    • О работе с обращениями граждан
    • Путешествующим с питомцами (ввоз/вывоз)
    • Справочные линии
    • Часто задаваемые вопросы
    • Полезная информация
    • Нормативные документы
  • Контакты
О Россельхознадзоре
  • Руководство
  • Структура
  • Полномочия ведомства
  • Открытая служба
  • Государственная служба
  • Финансовая деятельность
  • Контрактная система
  • Государственное имущество
  • Противодействие коррупции
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Контроль и надзор
    • Доклады Россельхознадзора
    • Мораторий на проверки
    • Планы КНМ
    • Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
    • Реестр категорированных объектов
  • Госуслуги
  • Экспорт/импорт
    • Ветсертификаты
    • АРГУС
      • Форум
    • ВТО
    • Ветеринарные требования
    • Евразийский экономический союз
    • План инспекций
    • Приказ 453
    • Реестр предприятий третьих стран
    • Транзит
    • Экспорт. Общая информация
  • Информационные системы
  • Реестры
  • Эпизоотическая ситуация
    • Зарубежные страны
    • Инфекционные болезни
    • Публикации
    • Россия
    • Сообщения ИАЦ
      • Оперативные информационные сообщения об эпизоотической ситуации в Российской Федерации
  • Регионализация
  • Реформа контрольно-надзорной деятельности
  • Мониторинг
  • Компартментализация
  • Побочные продукты животноводства
  • Экспортный еженедельник
  • Маркировка и учет животных
ПРЕСС-СЛУЖБА
  • Главное
  • Новости регионов
  • Новости информационных систем
  • Новости науки
  • Интервью и комментарии
  • Фильмы и видеопроекты
  • Корпоративные СМИ
  • Контакты
Для граждан
  • Обращения граждан
  • Прием граждан
  • О работе с обращениями граждан
  • Путешествующим с питомцами (ввоз/вывоз)
    • Ввоз в Россию
    • Вывоз за границу
    • Путешествие по России
    • Транзит через территорию России
    • Правила авиакомпаний при перелете с животными
  • Справочные линии
  • Часто задаваемые вопросы
  • Полезная информация
  • Нормативные документы
КОНТАКТЫ
Все новости

Разъяснение вопросов, касающихся средств и методов идентификации свиней, а также порядка исполнения норм, содержащихся в действующих и планируемых Правилах сертификации

Главное 16 декабря 2015

Вниманию

хозяйствующих субъектов,

осуществляющих содержание,
разведение и убой свиней,

сотрудников ветеринарных служб

субъектов Российской
Федерации

В связи с вопросами, направленными в наш адрес
Национальным Союзом Свиноводов, которые касаются средств и методов
идентификации свиней, а также порядка исполнения норм, содержащихся в
действующих и планируемых Правилах сертификации, сообщаем следующее.

В современной правовой системе Российской Федерации в
настоящее время имеется несколько документов, которые в той или иной степени
касаются рассматриваемых вопросов.

Основными являются два: ФЗ О ветеринарии и действующие
правила оформления ветеринарных сопроводительных документов.

ФЗ О ветеринарии содержит главу, которая непосредственно касается
данного вопроса.

Она введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 243-ФЗ и
посвящена данному вопросу непосредственно.

Начало этой статьи гласит (выделено мной):

«Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления
идентификации и учета животных


1. Животные (за исключением диких животных, находящихся в
состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным
ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской
Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях
предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях
выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней
животных.


2. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета
животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой
идентификации
и учета животных, перечень сведений, необходимых для
осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления
таких сведений.


3. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и
учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области
нормативно-правового регулирования в ветеринарии
.»

Из пункта 3 данной статьи следует, что в настоящее время
вопрос о том подлежат ли домашние свиньи в Российской Федерации идентификации и
учету не урегулирован должным образом, поскольку Минсельхоз России до сих пор
не издал упомянутого в ней перечня. И это не удивительно, учитывая, что
соответствующая норма внесена в данный ФЗ совсем недавно.

При этом очевидно, что свиньи будут входить в этот перечень,
поскольку являются одним из основных видов (точнее – группы видов) животных,
ради идентификации и учета которых данная норма и введена в законодательство.

Нужно четко понимать, что нанесение на тело животного
(введение в тело животного, прикрепление к телу животного) маркера (татуировка,
тавро, респондер, бирка) – это процесс маркирования, но идентификация – это
иной процесс.

При идентификации маркеры (индивидуальные и групповые) могут
использоваться, а могут и не использоваться.

Следовательно, маркирование – не есть идентификация, а есть
необязательная, не всегда применяемая часть идентификации.

Учет – это не маркирование и не идентификация – это
сохранение сведений о животном или группе животных, включая описание их
маркеров, если таковые применяются, и средств идентификации. Причем
идентификация является обязательной, а маркирование – не является обязательным.

В законе прямо говорится только об идентификации и учете, но
не говорится прямо о маркировании. И это правильно.

Правильно, потому что, например, в отношении КРС такие
индивидуальные маркеры с очевидностью должны прикрепляться или наноситься на
тело животного (выпасаемое животное, угроза BSE, употребление сырого молока,
тесный и постоянный контакт с человеком и т.д.). Так и делается во всех странах
с развитым животноводством.

Правильно, потому, что, например, в отношении товарной рыбы
в рыбоводческих хозяйствах или домашних пчел такие маркеры прикрепляться
(наноситься) не будут.Так и делается во всех странах с развитым
животноводством.

Со свиньями ответ на этот вопрос не урегулирован и неоднозначен.

Что не урегулирован – очевидно.

Что неоднозначен - видно из нижеследующих примеров.

Первый пример, товарные 
свиньи, содержащиеся в промышленном хозяйстве без выгула. Они содержатся
в виде устойчивых групп, получают одно и то же кормление, поение, как правило,
одни и те же ветеринарные обработки. Животные, входящие в эти группы, идут на
убой в составе той же самой группы. Видимо, в этих условиях как минимум
индивидуальное маркирование таких животных – избыточная норма, а возможно и
групповое маркирование тоже.

Другой пример. Товарная свинья в мелком хозяйстве
(фермерском или ЛПХ) содержится в одиночку или в составе малочисленной группы.
На убой направляется в индивидуальном порядке. В ЛПХ не осуществляется ведение
какой-либо документации о животных. В большинстве (не во всех - именно в
большинстве) фермерских хозяйств – тоже. Очевидно, что в таком случае
индивидуальное маркирование должно осуществляться.

Еще пример – племенное животное, которое очевидно должно
маркироваться индивидуально вне зависимости от типа хозяйства, в котором оно
содержится.

Иными словами, неоднозначность состоит в том, что в одних
условиях содержания, целях содержания и условиях убоя свиней маркеры (татуировки,
тавро, бирки) наноситься (прикрепляться) должны, в других их нанесение (прикрепление)
нецелесообразно.

В условиях неоднозначности и неурегулированности этого
вопроса решение о трактовке вышеупомянутых правовых норм должны делать
ветеринарные инспекторы.

Владельцы животных, если не согласны с их решением, могут
оспаривать их в установленном порядке (вплоть до судебных разбирательств).

При этом ветеринарные инспекторы, принимая это решение,
должны исходить из простых принципов.

Первый – не допускать нарушения тех норм права, которые
установлены однозначно.

Второй – исходить из принципа целесообразности своих
требований с тем, чтобы обеспечить безопасность, но не нанести при этом ущерба
собственником, который не является необходимым. Простыми словами – требовать
необходимого, но не требовать лишнего.

Это означает, что необходимо требовать идентификации и учета
животных, на которых оформляются ВСД, требовать маркирования животных, когда
это необходимо и не требовать когда это не необходимо.

Как уже было сказано, если маркеры наноситься должны, то в
зависимости от типа и цели содержания эти маркеры могут быть индивидуальными, а
могут быть групповыми. И это непосредственно касается второго из упомянутых
нормативных документов. Это Правила организации работы по оформлению
ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных
сопроводительных документов в электронном виде.

В этом документе сказано следующее:

«9. Ветеринарные сопроводительные документы действительны:


….При перевозке животных в количестве до 5 голов перечень с
указанием клички и (или)номера (для товарных животных), а также пола, породы,
возраста (для племенных животных), приводят в соответствующей таблице
ветеринарного сопроводительного документа или в графе "Особые
отметки" ветеринарного сопроводительного документа, оформленного на
бумажном носителе.


При перевозке животных в количестве более 5 голов к
ветеринарному сопроводительному документу, оформленному на бумажном носителе,
прилагают опись с указанием клички и (или) номера (для товарных животных), а
также пола, породы, возраста (для племенных животных), заверенную печатью
учреждения, оформившего данный документ.»

Это означает, что в любом случае при перевозке животных
должна быть опись животных. Она должна быть либо в самом сертификате, либо
прилагаться к нему.

Анализ текста этих абзацев показывает, что и в нем не
установлено каких-либо требований по маркированию животных, однако они должны
быть идентифицированы и учтены. Т.е. в Правила внесена ровно та же норма, что и
в действующую редакцию Закона.

Причем, идентификация допускается, например, в виде указания
единственного идентификатора – клички. Или единственного идентификатора –
номера. Номера чего – данного животного или данной группы животных не указано.

При этом сертифицирующий ветеринар должен иметь возможность
каким-то образом удостовериться в том, что перевозятся именно те животные,
которые указаны в описи.

Удостовериться он может либо видя маркеры нанесенные на тело
животных, либо анализируя документацию, имеющуюся у владельца.

Необходимо обеспечить единообразное применение требований по
учету, идентификации и маркированию следующих на убой товарных свиней на всей
территории Российской Федерации. Это действительно необходимо, поскольку часто
свиньи выращиваются и сертифицируются для транспортировки на убой в одном
субъекте Российской Федерации, а убой осуществляется в другом субъекте
Российской Федерации. Нельзя допускать ситуаций, когда госветслужба в первом из
них следует одному порядку, а во втором – иному.

В связи с этим Россельхознадзор предлагает всем ветеринарным
службам Российской Федерации до нормативного урегулирования данных вопросов
придерживаться следующего порядка.

Все следующие на убой товарные свиньи, содержавшиеся в ЛПХ
должны иметь учетные номера и индивидуальные маркеры, содержащие эти номера, а
в сертификате должна содержаться опись животных с указанием учетных номеров,
поскольку в ЛПХ документации о содержащихся свиньях не ведется,

все следующие на убой товарные свиньи, содержащиеся в малых
формах хозяйств, исключая ЛПХ, должны иметь учетные номера и индивидуальные
маркеры, содержащие эти номера, а в сертификате должна содержаться опись
животных с указанием учетных номеров. Исключения в отношении использования
маркеров могут делаться только для малых хозяйств, в отношении которых у
сертифицирующего ветеринарного врача имеется обоснованная уверенность в том,
что в данном конкретном хозяйстве должным образом ведется документация и
обеспечено выполнение требований безопасности,

все следующие на убой товарные свиньи, содержащиеся в крупных
хозяйствах,должны иметь учетные номера и могут иметь или не иметь маркеры.
Маркеры при этом могут быть индивидуальными или групповыми (показывающими
принадлежность к хозяйству или к группе животных в хозяйстве). Требовать наличия
маркеров сертифицирующий ветеринар должен лишь в том случае, если у него есть
чувство обоснованной уверенности в том, что в данном хозяйстве документация по
животным должным образом не ведется. В сертификате должна содержаться опись
животных, которая позволяет, сравнив ее с документацией хозяйства, установить
какие из учтенных в данном хозяйстве животных отправлены на убой в составе
сертифицируемой группы.

С наилучшими пожеланиями

Н. Власов

 

Власов Н. А. Свиньи Разъяснение Идентификация Национальный Союз Свиноводов
Контактная информация:
Адрес:
107996, Москва,
Орликов переулок, 1/11
Обратная связь:
Электронная приемная
Форум
support@fsvps.ru
#
Всемирная организация здоровья животных
#
Международный портал фитосанитарии
#
Портал государственных услуг
Карта сайта
© Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). 2007 — 2023.
Войти через соц. сеть:

* - поля обязательные для заполнения

* - обязательные поля

Спасибо.
Ваше сообщение отправлено.

Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

Цвет сайта:

Кернинг:

Изображения:

Шрифт:

  • Обычный
  • Arial
  • Times New Roman

Вернуться в обычную версию