О переговорах заместителя Руководителя Россельхознадзора Алексея Саурина с заместителем Главного инспектора по защите растений и семеноводству Республики Польша Дариушем Вирашка
В переговорах, прошедших в Москве по инициативе польской стороны, также приняли участие представитель Посольства Польши в России Анджей Карпюк, депутат Сейма Республики Польша – председатель Ассоциации садоводов Польши Мирослав Малишевский, а также эксперты Россельхознадзора.
Главной темой диалога стали вопросы поставок семенного картофеля из Польши в Россию. Согласно действующему на сегодняшний день механизму поставок, предполагающему осуществление ввоза такой продукции только после инспектирования подготовленных для России объемов экспертами Россельхознадзора, польская сторона обратилась с просьбой организовать такой визит российских специалистов в Польшу. В этом ключе Россельхознадзор выразил свою готовность, однако попросил уточнить конкретные объемы семенного картофеля, так как, зачастую, при инспектировании выявляется значительная разница между заявленными и фактически предоставляемыми партиями продукции, что, в частности, выявилось при посещении Германии и Голландии.
Касательно вопроса посадочного материала Алексей Саурин проинформировал польскую сторону о том, что в настоящее время к поставкам в Россию допущены 44 питомника Республики Польша. Расширение этого списка возможно только после предоставления информации о фитосанитарном состоянии питомников и проведения соответствующего инспектирования.
Принявший участие в переговорах начальник Управления фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна Россельхознадзора Александр Исаев обратил внимание польской стороны, что в дополнение к направленной ранее в Еврокомиссию информации о новом перечне карантинных для России объектов, Службой направлена детальная информация о характерных для картофеля и посадочного материала регулируемых объектах. В этой связи для рассмотрения вопросов возможности ввоза растительной продукции необходимо предоставлять фитосанитарное состояние мест выращивания с учетом актуализированных требований Российской Федерации.
Польская сторона отметила, что уже предварительно ознакомилась с новым перечнем, однако на вопрос представителей Россельхознадзора сообщила, что от Еврокомиссии соответствующей информации не получала, а об изменении перечня узнала на сайте Службы.
В этой связи российская сторона в очередной раз констатировала факт о недостаточно налаженном взаимодействии между Генеральным директоратом Еврокомиссии по здравоохранению и безопасности пищевой продукции (DG SANTE) и компетентными органами по карантину растений стран-членов ЕС.
Польская сторона сообщила о своей озабоченности в связи с введенными Россельхознадзором с 1 августа 2014 года в качестве экстренной фитосанитарной меры временными ограничениями на ввоз в Россию из Польши целого ряда растительной продукции, что негативно отразилось на экономической стабильности страны в целом. В этом ключе г-н Малишевски сообщил о работе проводимой в Польше по выработке новой системы контроля безопасности растительной продукции, предполагающей снижение применения пестицидов и других вредных веществ при производстве этой продукции, а также повышение уровня контроля за карантинными организмами.
Российская сторона акцентировала внимание коллег на отсутствии информации о проведенных польской стороной расследованиях в отношении поставщиков и лабораторий, допустивших поставки на территорию России небезопасной в фитосанитарном отношении продукции, а в ряде случаев продукции с превышенным содержанием пестицидов. По мнению, Россельхознадзора, без этого этапа работы двигаться в направлении снятия ограничений бессмысленно. Вместе с тем отмечено, что Россельхознадзор неоднократно обращался в адрес Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и безопасности пищевой продукции (DG SANTE) с просьбой предоставить список зон, мест и участков производства, признанных свободными от карантинных объектов, чего до сих пор сделано не было. Такое пассивное сотрудничество существенно затрудняет развитие торговых отношений и негативно отражается на экономике, в первую очередь, стран ЕС.
Стороны выразили надежду на решение существующих вопросов в ближайшем будущем.