В 2022 году в Россельхознадзоре было рассмотрено 3930 обращений граждан. Все обращения граждан, поступающие в Россельхознадзор, регистрировались и рассматривались в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
Из общего числа поступивших в течение 2022 года обращений граждан:
- обращения граждан по вопросам внутреннего ветеринарного надзора — 1910, что составило 48,6 %;
- по вопросам ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях, на транспорте и международного сотрудничества — 969 или 24,7 %;
- по вопросам фитосанитарного надзора – 165 или 4,2 %;
- по вопросам земельного законодательства, обеспечения безопасности зерна и продуктов его переработки – 717 или 18,2 %;
- по вопросам государственной службы – 161 или 4,1 %;
- по финансово — экономическим вопросам – 8 или 0,2 %.
Распределение поступивших обращений граждан за 2022 по тематике
Через электронную приемную Россельхознадзора поступило 2092 обращений, в свою очередь, через электронную почту было направлено в Службу 982 обращений граждан, что в совокупности составило 78,2 %.
Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций за тот же период поступило 308 обращений.
Из Аппарата Правительства Российской Федерации 48 обращений.
На все поступившие в Россельхознадзор обращения граждан даны мотивированные ответы по вопросам, относящимся к сфере компетенции ведомства, приняты необходимые меры. Причём 75% обращений были рассмотрены в 7-дневный срок и 25% в 30-дневный.
Обращения, не относящиеся к компетенции Россельхознадзора, составили 42,8% (1682), которые в соответствии пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлялись по принадлежности для рассмотрения и ответа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в территориальные управления Россельхознадзора.
Жалобы на действия должностных лиц территориальных управлений Россельхознадзор, как правило, брались на контроль центральным аппаратом.
Причинами снижения поступления в 2022 году обращений по сравнению с 2021 годом являлось в том числе массовое в 2021году (757) поступление типовых обращений граждан по вопросу временной приостановки отгрузки кормов и кормовых добавок для кошек и собак, а также с появлением у Россельхознадзора полномочий (около 300 обращений) по поводу жестокого содержания животных.
Вместе с тем, темы, затрагиваемые в обращениях граждан, остаются теми же, что и в прошлые годы, а именно:
В сфере внутреннего ветеринарного надзора:
- распространение болезней животных (чаще всего африканской чумы свиней (АЧС), гриппа птиц) и меры по их ликвидации;
- проведение лабораторных исследований подконтрольных товаров в целях экспорта в третьи страны;
- требования к маркировке кормов и кормовых добавок;
- работа в информационных системах Россельхознадзора;
- разъяснение по порядку государственной регистрации кормовых добавок для животных, кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов (сроки проведения государственной регистрации, цена за проведение экспертизы кормовых добавок, требования к регистрационным документам и др.);
- разъяснение о необходимости государственной регистрации продуктов в качестве лекарственных средств, планируемых к производству или реализации на территории Российской Федерации.
- запросы о возможности реализации на территории Российской Федерации лекарственных средств для ветеринарного применения, зарегистрированных на территории государств — членов Евразийского экономического союза;
- разъяснения по вопросам лицензирования фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения и производства лекарственных средств для ветеринарного применения (лицензионные требования, необходимость получения лицензии и т.д.);
- разъяснения по вопросам государственной регистрации лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
- оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы.
В сфере фитосанитарного надзора:
- по вывозу подкарантинной продукции с территории Российской Федерации;
- по исполнению требований законодательства в области семеноводства и ГМО семян;
- вывоза подкарантинной продукции с карантинной фитосанитарной зоны и перевозки ее по территории Российской Федерации;
- по ввозу на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции, в том числе семенного и посадочного материала;
(По всем обращениям территориальными Управлениями Россельхознадзора проведены контрольно-надзорные мероприятия, владельцам, собственникам подкарантинных объектов выданы предписания на локализацию и ликвидацию очагов карантинных объектов, карантинные фитосанитарные мероприятия проведены в полном объеме).
В сфере ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях:
порядок оформления вывоза (ввоза), транзита продукции животного происхождения, кормов, водных биоресурсов.
В сфере земельного законодательства:
- жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора;
- обращения граждан, содержащие информацию о нарушениях требований земельного законодательства;
- обращения, содержащие вопросы соблюдения требований земельного законодательства;
- произрастания, заражения на территории Российской Федерации карантинных объектов (амброзии, повилики, сибирского шелкопряда и т.д.);
- жалобы на действия должностных лиц территориальных управлений Россельхознадзор при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Основными вопросами, изложенными в обращениях о нарушениях требований земельного законодательства, это зарастание земель сельскохозяйственного назначения сорной, древесно-кустарниковой растительностью, снятие и перемещение плодородного слоя почвы, загрязнение земель сельскохозяйственного назначения.
В сфере контроля качества и безопасности зерна:
- порядок получения на зерно и продукты его переработки фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов;
- осуществление экспортно-импортных операций с зерном и продуктами его переработки, в том числе действующие ограничения;
- процедура экспорта зерновой продукции в Китайскую Народную Республику;
- квотирование экспорта зерновых;
В сфере финансово — экономических вопросов:
- о возврате ошибочно уплаченных пошлин;
- о получения компенсации при увольнении;
- о порядке и срокам выплаты заработной платы, премий, командировочных, материальной помощи;
- о ненадлежащем исполнении обязательств в рамках заключенных государственных контрактов (договоров), нецелевого использования средств федерального бюджета, несоблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По вопросам государственной службы:
- о злоупотреблениях служебным положением;
- о нарушениях трудовой дисциплины;
- о нарушениях при приеме на работу и увольнении.