15.03.2021
Россельхознадзор занимается созданием вакцины от коронавируса для животных. Зачем прививать домашних питомцев и когда можно будет вакцинироваться в обычной ветеринарной клинике, телеканалу «МИР 24» рассказала советник руководителя Россельхознадзора Юлия Мелано.
— На каком этапе сейчас работа? Когда готовый препарат может появиться в ветеринарных клиниках?
Юлия Мелано: Мы этим занимаемся почти год. Сегодня мы проходим заключительный этап – вакцина находится на регистрации. Мы ожидаем окончания работ в конце марта – начале апреля.
Если говорить о том, когда препарат станет доступным для широких масс, это зависит от спроса на рынке. Крупнейшее в России производство вакцин для животных на базе нашего Института по охране здоровья животных во Владимире готово приступить к масштабному производству уже в апреле.
— Чем продиктована необходимость создания такого препарата?
Юлия Мелано: Вирус до конца не изучен, мы не знаем, какие риски он в себе таит. Наша задача – предоставить меры профилактики новой коронавирусной инфекции для животных. Мы делаем все возможное, чтобы минимизировать потенциально возможные экономические и другие потери.
Как часто болеют животные? Такой мониторинг мы проводим и в нашей стране, в частности, были выявлены две кошки, которые были больны коронавирусом. Не стоит путать с другими коронавирусными инфекциями, которыми, как известно, всегда болели и продолжают болеть кошки. Речь идет исключительно о новой коронавирусной инфекции.
Говоря о потенциальной заразности таких животных для людей, стоит сказать, что ученые находятся в несколько подвешенном состоянии, потому что прямых случаев перезаражения от домашних животных зарегистрировано не было. Мы призываем владельцев домашних питомцев не отказываться от них, таких случаев нет. Чтобы заразить человека, необходимы определенные выделения вируса у животного в серьезных количествах. Такое возможно только при большом скоплении зараженных животных, как это были случаи в западных странах, когда массово болели норки.
— Вакцина чем отличается от человеческой?
Юлия Мелано: И человеческой вакцины существует множество, их много создается, у всех разные технологии. Наша вакцина для животных инактивированная, это цельный вирус – не отдельный его белок. Мы на сегодняшний день видим высокий иммунный ответ у тех животных, с которыми мы проводили опыты.
— Какие животные участвовали?
Юлия Мелано: Мы проводили опыты на домашних животных – кошки, собаки, кроме того – пушные звери. Мы также проводили параллельно опыты на кроликах, хорьках и других видах животных. Высокий иммунный ответ мы видим у кошачьих и у куньих.
— Сколько будет защищать эта вакцина?
Юлия Мелано: Мы рассчитываем, что она будет работать не менее года, может, более, но пока у нас нет таких данных, так как мы только год назад начали работать над вакциной.
— Кого планируется прививать в первую очередь?
Юлия Мелано: На нашем корпоративном сайте мы открыли предзаказ на вакцину, у уже довольно много заявок посыпалось. Та статистика, которая есть, говорит о том, что, в первую очередь, заинтересованы пушные хозяйства стран Европы. Мы получили заявки от Польши, от Греции, от Австрии – они готовы покупать вакцину прямо сейчас и в больших количествах. Меньший интерес есть в России. Мы проводили испытания вакцины на некоторых норковых хозяйствах в нашей стране, и она тоже показала эффективность. В первую очередь, мы говорим о производстве пушнины, это фермы. Риски, которые из себя могут представлять домашние животные, крайне низки.
— Насколько коронавирус опасен для животных?
Юлия Мелано: Исследования показывают, что у кошачьих, у собак течение болезни идет в приглушенном формате, довольно легко переносится. Наблюдаются выделения из носа, вялость, потеря аппетита и небольшое повышение температуры.
— Зная человеческие симптомы, можно предположить, что любимый кот подцепил ту же заразу?
Юлия Мелано: Нет, довольно сложно. На сегодняшний день известно довольно много дополнительных форматов развития болезни у человека – воспаление легких, сгущение крови, влияние на сердечно-сосудистую систему. У животных таких проблем мы не видели. Нужно будет продолжать исследования, смотреть, как это будет отражаться на будущем потомстве, в том числе мы проводим эти исследования.
Норки, на которых проводили исследования по вакцине, уже имеют потомство, и не выявлено отклонений. Но пока говорить о выработке антител у потомства пока рано. Думаю, в апреле мы будем готовы сказать более точно.
— Стоит ли в ближайшем будущем ожидать массовой вакцинации животных?
Юлия Мелано: Домашних – нет, риски минимальны. Скорее всего, это коснется профессиональной деятельности людей, которые занимаются разведением животных в больших количествах, и пушных предприятий.