- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- Россельхознадзором выявлены факты некорректных данных государственной статистики в Республике Беларусь в отношении объема поставок плодоовощной продукции из третьих стран
Россельхознадзором выявлены факты некорректных данных государственной статистики в Республике Беларусь в отношении объема поставок плодоовощной продукции из третьих стран
Россельхознадзором проведен многосторонний анализ поставок плодовоовощной продукции в Беларусь, который выявил факт манипуляции белорусской стороной статистических данных относительно объемов ввоза стран происхождения продукции. Анализ проводился на основе открытых источников, в частности, по статистическим материалам ITC (Международная конференция по торговле и развитию ООН) – UN COMTRADE касательно получения информации о допущенных Республикой Беларусь нарушениях в системе контроля безопасности реэкспортной, в том числе санкционной для России, плодоовощной продукции из третьих стран.
В результате проведенного исследования, которое базируется на отчетах торговых партнеров Республики Беларусь, получены данные об объеме экспорта плодовой и овощной продукции из 132 стран мира в Белоруссию в период с 2012 по 2017 гг.
Таким образом, выявлено, что с момента введения в августе 2014 г. Правительством Российской Федерации «контрсанкций» в Белоруссию резко возросли поставки плодовой и овощной продукции. Если в 2013 г. суммарные поставки не превышали 606,4 млн долл. США (443,3 млн долл. плодоовощной и 163,1 млн долл. овощной продукции, соответственно), то в 2014 г. эти объемы удвоились и достигли 1229,6 млн долл. США (869,6 млн долл. плоды и 360,0 млн долл. – овощи), а в 2015 г. утроились до 1865,3 млн долл. (1375,1 млн долл. плоды и 490,2 млн долл. овощи). В 2016 г., когда несмотря на протесты Белоруссии, Россельхознадзором был усилен контроль на административной границе, и Служба приступила к уничтожению нелегально ввозимой продукции, наметилось снижение закупок такой продукции со стороны Беларуси до 1551,0 млн долл. США (1074,7 млн долл. плоды и 476,3 млн долл. овощи).
Таким образом, можно отметить, что российские «контрсанкции» не отразились на импортных предпочтениях Белоруссии. На пике закупок в 2015 г. ведущими поставщиками плодоовощной продукции в Белоруссию оставались страны-члены ЕС (Польша, Испания, Литва, Нидерланды, Италия, Греция), в меньшей степени — страны СНГ (Молдавия, Украина) и закрывали список поставщиков иные страны (Турция, Китай, ЮАР, Сербия). В 2016 г., по данным белорусской стороны, спектр стран-поставщиков резко расширился и пополнился экзотическими тропическими странами Африки (Нигерия, Судан, Танзания, Уганда, Йемен, Бурунди, Бенин, Сомали, Кот-Д’Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Буркина-Фасо, Либерия, Сьерра-Леоне и др.).
При сопоставлении объемов импорта плодоовощной продукции, заявленных в декларациях Белоруссии, и полученных из отчетов стран-экспортеров, выявлено резкое несовпадение объемов торговых операций и числа торговых партнеров Белоруссии.
Так, можно отметить, что в 2016 г. по белорусским данным, плодоовощная продукция в страну завозилась из 117 стран мира на сумму 1551,0 млн долл. США, тогда как в реальности об экспорте в Белоруссию отчитались только 48 стран. Причем, по их данным, суммарный объем поставок в Белоруссию составил только 1013,0 млн долл. США. То есть 69 стран-экспортеров, главным образом, из стран Африки, Азии и Центральной Америки вообще не торговали с Белоруссией, в связи с чем, можно говорить о массовой фальсификации документов о происхождении продукции, включая фитосанитарные сертификаты, гарантирующие её безопасность.
Наряду с несуществующими поставками в 2016 г. (например, Гвинея Биссау не подтвердила экспорт на 33,4 млн долл., Буркина-Фасо – на 26,9 млн, Мали – на 24,5 млн), Белоруссия искажает отчетность даже в тех случаях, где наличие торговых операций подтверждается обеими сторонами.
Так, по данным Польши, в Белоруссию было экспортировано плодовой продукции на сумму 196,7 млн долл. США, овощей – на сумму 67,5 млн долл. Белоруссия же заявляет о поставках из Польши на сумму 313,2 и 86, 2 млн, соответственно. Турция отчиталась о поставках на сумму 63,4 и 53,3 млн, соответственно, Белоруссия же заявила о закупках на сумму 138,4 и 130,7 млн долл. плодов и овощей.
Испания декларирует суммарные поставки в объеме 13,4 млн долл. США, Белоруссия заявляет о закупках в объеме 63,3 млн долл. Исходя из этих фактов, можно с уверенностью предположить, что недостающие овощи и фрукты на сумму в 540 млн долл. США поступили из Евросоюза, преимущественно — по нелегальным каналам.
Особо в статистике ООН надо выделить операции Белоруссии с Литвой – страной-членом ЕС. По данным Белоруссии, за весь 2016 г. из Литвы было закуплено плодоовощной продукции на сумму 0,33 млн долл. США, в то же самое время, Литва сообщает о продажах в Белоруссию на сумму 478,6 млн долл. Очевидно, в силу удобной логистики, эта страна используется Белоруссией для легализации поставок в Россию реэкспортной европейской продукции, в том числе, с фальшивыми африканскими сертификатами.
Выявленные факты подтверждают собственные данные Россельхознадзора, который многократно указывал надзорным органам Белоруссии на сомнительные логистические схемы поставок продукции по фальшивым сертификатам, в количествах и ассортименте, превышающим возможности белорусских аграриев.
Из прямых контактов с карантинными органами африканских стран Россельхознадзор получил информацию об отсутствии поставок нехарактерной для Африки продукции в Белоруссию. Именно по этим причинам Служба была вынуждена запретить ввоз плодовоовощной продукции через Беларусь 33 африканским странам.
Россельхознадзор обращает внимание на присутствие в списках поставщиков плодоовощной продукции в Белоруссию большого количества, так называемых, наименее развитых стран (LDC), которые по правилам ВТО пользуются значительными тарифно-таможенными привилегиями.
В случае, если под видом продукции из LDC — стран поставлялась продукция из развитых стран-членов Евросоюза в Белоруссию, а через неё в Россию и другие страны ЕАЭС, то речь может идти о существенных потерях для бюджета России и ЕАЭС из-за обложения «африканской» продукции минимальными пошлинами или вообще ввоза беспошлинных поставок.
Мало того, белорусские СМИ, знакомые с данной темой, прямо указывают на занижение декларируемой стоимости такой продукции, что также уменьшает налогооблагаемую базу.
Учитывая изложенное, Россельхознадзор рассматривает возможность присутствия инспекторов Службы при осуществлении отгрузок отдельных видов продукции непосредственно на территории Белоруссии. В таких случаях, партии, прошедшие контроль со стороны Россельхознадзора, не будут подлежать дополнительному контролю при въезде на территорию Российской Федерации. При согласовании таких мероприятий с белорусской стороной, Россельхознадзор, учитывая сезонность, считает целесообразным присутствовать при отгрузках земляники, предполагаемой к поставкам в Россию.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию