- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- Разъяснение вопросов, касающихся средств и методов идентификации свиней, а также порядка исполнения норм, содержащихся в действующих и планируемых Правилах сертификации
Разъяснение вопросов, касающихся средств и методов идентификации свиней, а также порядка исполнения норм, содержащихся в действующих и планируемых Правилах сертификации
Вниманию
хозяйствующих субъектов,
осуществляющих содержание,
разведение и убой свиней,
сотрудников ветеринарных служб
субъектов Российской
Федерации
В связи с вопросами, направленными в наш адрес
Национальным Союзом Свиноводов, которые касаются средств и методов
идентификации свиней, а также порядка исполнения норм, содержащихся в
действующих и планируемых Правилах сертификации, сообщаем следующее.
В современной правовой системе Российской Федерации в
настоящее время имеется несколько документов, которые в той или иной степени
касаются рассматриваемых вопросов.
Основными являются два: ФЗ О ветеринарии и действующие
правила оформления ветеринарных сопроводительных документов.
ФЗ О ветеринарии содержит главу, которая непосредственно касается
данного вопроса.
Она введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 243-ФЗ и
посвящена данному вопросу непосредственно.
Начало этой статьи гласит (выделено мной):
«Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления
идентификации и учета животных
1. Животные (за исключением диких животных, находящихся в
состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным
ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской
Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях
предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях
выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней
животных.
2. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета
животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой
идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для
осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления
таких сведений.
3. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и
учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области
нормативно-правового регулирования в ветеринарии.»
Из пункта 3 данной статьи следует, что в настоящее время
вопрос о том подлежат ли домашние свиньи в Российской Федерации идентификации и
учету не урегулирован должным образом, поскольку Минсельхоз России до сих пор
не издал упомянутого в ней перечня. И это не удивительно, учитывая, что
соответствующая норма внесена в данный ФЗ совсем недавно.
При этом очевидно, что свиньи будут входить в этот перечень,
поскольку являются одним из основных видов (точнее – группы видов) животных,
ради идентификации и учета которых данная норма и введена в законодательство.
Нужно четко понимать, что нанесение на тело животного
(введение в тело животного, прикрепление к телу животного) маркера (татуировка,
тавро, респондер, бирка) – это процесс маркирования, но идентификация – это
иной процесс.
При идентификации маркеры (индивидуальные и групповые) могут
использоваться, а могут и не использоваться.
Следовательно, маркирование – не есть идентификация, а есть
необязательная, не всегда применяемая часть идентификации.
Учет – это не маркирование и не идентификация – это
сохранение сведений о животном или группе животных, включая описание их
маркеров, если таковые применяются, и средств идентификации. Причем
идентификация является обязательной, а маркирование – не является обязательным.
В законе прямо говорится только об идентификации и учете, но
не говорится прямо о маркировании. И это правильно.
Правильно, потому что, например, в отношении КРС такие
индивидуальные маркеры с очевидностью должны прикрепляться или наноситься на
тело животного (выпасаемое животное, угроза BSE, употребление сырого молока,
тесный и постоянный контакт с человеком и т.д.). Так и делается во всех странах
с развитым животноводством.
Правильно, потому, что, например, в отношении товарной рыбы
в рыбоводческих хозяйствах или домашних пчел такие маркеры прикрепляться
(наноситься) не будут.Так и делается во всех странах с развитым
животноводством.
Со свиньями ответ на этот вопрос не урегулирован и неоднозначен.
Что не урегулирован – очевидно.
Что неоднозначен — видно из нижеследующих примеров.
Первый пример, товарные
свиньи, содержащиеся в промышленном хозяйстве без выгула. Они содержатся
в виде устойчивых групп, получают одно и то же кормление, поение, как правило,
одни и те же ветеринарные обработки. Животные, входящие в эти группы, идут на
убой в составе той же самой группы. Видимо, в этих условиях как минимум
индивидуальное маркирование таких животных – избыточная норма, а возможно и
групповое маркирование тоже.
Другой пример. Товарная свинья в мелком хозяйстве
(фермерском или ЛПХ) содержится в одиночку или в составе малочисленной группы.
На убой направляется в индивидуальном порядке. В ЛПХ не осуществляется ведение
какой-либо документации о животных. В большинстве (не во всех — именно в
большинстве) фермерских хозяйств – тоже. Очевидно, что в таком случае
индивидуальное маркирование должно осуществляться.
Еще пример – племенное животное, которое очевидно должно
маркироваться индивидуально вне зависимости от типа хозяйства, в котором оно
содержится.
Иными словами, неоднозначность состоит в том, что в одних
условиях содержания, целях содержания и условиях убоя свиней маркеры (татуировки,
тавро, бирки) наноситься (прикрепляться) должны, в других их нанесение (прикрепление)
нецелесообразно.
В условиях неоднозначности и неурегулированности этого
вопроса решение о трактовке вышеупомянутых правовых норм должны делать
ветеринарные инспекторы.
Владельцы животных, если не согласны с их решением, могут
оспаривать их в установленном порядке (вплоть до судебных разбирательств).
При этом ветеринарные инспекторы, принимая это решение,
должны исходить из простых принципов.
Первый – не допускать нарушения тех норм права, которые
установлены однозначно.
Второй – исходить из принципа целесообразности своих
требований с тем, чтобы обеспечить безопасность, но не нанести при этом ущерба
собственником, который не является необходимым. Простыми словами – требовать
необходимого, но не требовать лишнего.
Это означает, что необходимо требовать идентификации и учета
животных, на которых оформляются ВСД, требовать маркирования животных, когда
это необходимо и не требовать когда это не необходимо.
Как уже было сказано, если маркеры наноситься должны, то в
зависимости от типа и цели содержания эти маркеры могут быть индивидуальными, а
могут быть групповыми. И это непосредственно касается второго из упомянутых
нормативных документов. Это Правила организации работы по оформлению
ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных
сопроводительных документов в электронном виде.
В этом документе сказано следующее:
«9. Ветеринарные сопроводительные документы действительны:
….При перевозке животных в количестве до 5 голов перечень с
указанием клички и (или)номера (для товарных животных), а также пола, породы,
возраста (для племенных животных), приводят в соответствующей таблице
ветеринарного сопроводительного документа или в графе «Особые
отметки» ветеринарного сопроводительного документа, оформленного на
бумажном носителе.
При перевозке животных в количестве более 5 голов к
ветеринарному сопроводительному документу, оформленному на бумажном носителе,
прилагают опись с указанием клички и (или) номера (для товарных животных), а
также пола, породы, возраста (для племенных животных), заверенную печатью
учреждения, оформившего данный документ.»
Это означает, что в любом случае при перевозке животных
должна быть опись животных. Она должна быть либо в самом сертификате, либо
прилагаться к нему.
Анализ текста этих абзацев показывает, что и в нем не
установлено каких-либо требований по маркированию животных, однако они должны
быть идентифицированы и учтены. Т.е. в Правила внесена ровно та же норма, что и
в действующую редакцию Закона.
Причем, идентификация допускается, например, в виде указания
единственного идентификатора – клички. Или единственного идентификатора –
номера. Номера чего – данного животного или данной группы животных не указано.
При этом сертифицирующий ветеринар должен иметь возможность
каким-то образом удостовериться в том, что перевозятся именно те животные,
которые указаны в описи.
Удостовериться он может либо видя маркеры нанесенные на тело
животных, либо анализируя документацию, имеющуюся у владельца.
Необходимо обеспечить единообразное применение требований по
учету, идентификации и маркированию следующих на убой товарных свиней на всей
территории Российской Федерации. Это действительно необходимо, поскольку часто
свиньи выращиваются и сертифицируются для транспортировки на убой в одном
субъекте Российской Федерации, а убой осуществляется в другом субъекте
Российской Федерации. Нельзя допускать ситуаций, когда госветслужба в первом из
них следует одному порядку, а во втором – иному.
В связи с этим Россельхознадзор предлагает всем ветеринарным
службам Российской Федерации до нормативного урегулирования данных вопросов
придерживаться следующего порядка.
Все следующие на убой товарные свиньи, содержавшиеся в ЛПХ
должны иметь учетные номера и индивидуальные маркеры, содержащие эти номера, а
в сертификате должна содержаться опись животных с указанием учетных номеров,
поскольку в ЛПХ документации о содержащихся свиньях не ведется,
все следующие на убой товарные свиньи, содержащиеся в малых
формах хозяйств, исключая ЛПХ, должны иметь учетные номера и индивидуальные
маркеры, содержащие эти номера, а в сертификате должна содержаться опись
животных с указанием учетных номеров. Исключения в отношении использования
маркеров могут делаться только для малых хозяйств, в отношении которых у
сертифицирующего ветеринарного врача имеется обоснованная уверенность в том,
что в данном конкретном хозяйстве должным образом ведется документация и
обеспечено выполнение требований безопасности,
все следующие на убой товарные свиньи, содержащиеся в крупных
хозяйствах,должны иметь учетные номера и могут иметь или не иметь маркеры.
Маркеры при этом могут быть индивидуальными или групповыми (показывающими
принадлежность к хозяйству или к группе животных в хозяйстве). Требовать наличия
маркеров сертифицирующий ветеринар должен лишь в том случае, если у него есть
чувство обоснованной уверенности в том, что в данном хозяйстве документация по
животным должным образом не ведется. В сертификате должна содержаться опись
животных, которая позволяет, сравнив ее с документацией хозяйства, установить
какие из учтенных в данном хозяйстве животных отправлены на убой в составе
сертифицируемой группы.
С наилучшими пожеланиями
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию