- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- Об участии руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта в заседании комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Об участии руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта в заседании комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
На заседании Сергей Данкверт выступил с докладом на тему «О
ситуации, сложившейся в регионах России с африканской чумой свиней и различными
заболеваниями крупного рогатого скота».
В 2013 году вспышки африканской чумы свиней регистрировались
в 9 субъектах Центрального федерального округа России — Воронежской, Тверской, Тамбовской,
Белгородской, Смоленской, Московской, Ярославской, Тульской и Владимирской
областях. Основной причиной столь стремительного распространения заболевания
является антропогенный фактор — нарушение
санитарных и ветеринарных мер, отсутствие объективного учета поголовья в личных
подсобных хозяйствах, межхозяйственные, транспортные связи, и главное —
практика скармливания животным не обработанных должным образом пищевых отходов.
Кроме того, свою негативную роль сыграло неэффективное проведение мероприятий
по снижению численности и миграционной активности кабанов на территориях
Тверской и Московской областей. Все это привело к тому, что на территории Центрального
федерального округа формируется новая эндемичная по АЧС зона. Всего же по
стране в текущем году выявлено 86 неблагополучных по заболеванию пунктов и 89
инфицированных объектов. Вспышки АЧС регистрировались в 15 субъектах Федерации
— республике Северная Осетия-Алания, Воронежской, Ростовской, Волгоградской,
Тверской, Тамбовской, Саратовской, Белгородской, Смоленской, Московской,
Псковской, Ярославской, Тульской и Владимирской областях, а также в
Краснодарском крае. Две эндемичные зоны распространения АЧС, на юге и в
центральной части Европейской территории России имеют тенденцию к сближению.
Остается весьма высокой угроза заноса инфекции в любой благополучный по
заболеванию регион страны.
Распространению АЧС, отметил Сергей Данкверт, способствует
целый ряд факторов — отсутствие объективного учета поголовья свиней,
содержащихся в мелкотоварных свиноводческих хозяйствах (ЛПХ, КФХ), неисполнение
требований Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации АЧС,
неисполнение хозяйствующими субъектами ветеринарно-санитарных требований по
соблюдению работы предприятий в режиме закрытого типа, ветеринарно-санитарных
правил для специализированных свиноводческих хозяйств, ветеринарно-санитарных
правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, несанкционированный
убой свиней и укрывательство продукции свиноводства при осуществлении
карантинных мероприятий в первой угрожаемой зоне, неэффективное
функционирование карантинных постов на дорогах федерального и регионального
уровней, деятельность недобросовестных хозяйствующих субъектов, занятых
несанкционированной реализацией кормов, скупкой свиней и мясного сырья у
населения в первой угрожаемой зоне и дальнейшей перепродажей животных и мясной продукции
в благополучных районах этого же субъекта или в других субъектах Федерации, использование
в корм свиньям пищевых отходов, бессистемное проведение работы по утилизации и
недопущению попадания в кормовую цепочку пищевых отходов, отсутствие оперативности
в принятии мер по локализации очагов АЧС и межведомственная разобщенность, недостаточный
уровень разъяснительной работы с населением, сокрытие информации о падеже
животных, незаконное захоронение трупов животных на свалках и других местах, недоверие граждан к действиям
компетентных органов, направленным на профилактику распространения АЧС или локализацию
очагов этого заболевания, непринятие мер
по снижению численности кабанов, а также по диагностическому отстрелу кабанов
(с целью отбора проб на АЧС) в особо охраняемых природных территориях регионального
и федерального значения, отсутствие скоординированных действий администраций субъектов в составе
федеральных округов по проведению
мероприятий, направленных на недопущение и локализацию АЧС в дикой фауне, отсутствие
федеральной базы данных по поднадзорным государственной ветеринарной службе
объектам, на которых осуществляется оборот подконтрольных товаров, отсутствие
нормативного правового акта по переводу оформления ветеринарных сопроводительных
документов в электронном виде, а также «мягкость» норм КоАП в отношении
физических лиц, нарушающих требования законодательства.
Сергей Данкверт подчеркнул, что первоочередной задачей
является принятие мер, которые позволят пресечь дальнейшее распространение
заболевания на территории страны для его
дальнейшего искоренения. В числе таких задач он назвал обеспечение объективного
учета свиней в хозяйствах всех форм собственности, включая личные подсобные
хозяйства граждан, выявление и пресечение фактов несанкционированного
перемещения всеми видами транспорта живых свиней, свиноводческой продукции и
сырья, кормов для свиней, а также фактов неправомерной реализации
свиноводческой продукции на розничных рынках, в том числе «рынках выходного
дня», иных местах скопления граждан, обеспечение контроля за оборотом и
утилизацией пищевых отходов, образующихся в учреждениях и организациях
общественного питания, больницах, госпиталях, войсковых частях, исправительных
учреждениях ФСИН России, школьных и дошкольных учреждениях, на иных объектах,
независимо от их формы собственности и ведомственности, а также обеспечение
утилизации биологических отходов на подведомственной территории, введение на
территориях регионов страны, где регистрировались очаги АЧС и сопредельных с
ними (территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также
Воронежской, Саратовской, Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской,
Пензенской, Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской, Брянской, Смоленской,
Тверской, Московской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Вологодской,
Новгородской, Псковской и Ленинградской областей) запрета на содержание
домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности (включая личные подсобные
хозяйства граждан), не обеспечивающих необходимый в условиях неблагополучия по
АЧС уровень биологической защищенности, то есть имеющие первый (самый низкий) и
второй компартмент (зоосанитарный статус), безотлагательное создание на
территориях вышеуказанных регионов России вокруг промышленных свинокомплексов,
а также вдоль административных границ с субъектами Российской Федерации, где
есть очаги АЧС, двадцатикилометровых буферных зон, свободных от домашних
свиней, содержащихся в хозяйствах всех форм собственности (включая личные
подсобные хозяйства), имеющие первый и второй компартмент, и обеспечение на
территориях этих регионов максимально возможного снижения численности и
миграционной активности диких кабанов, в том числе на особо охраняемых
природных территориях регионального и федерального значения. Для достижения
этих целей должны быть созданы соответствующие условия, предусматривающие в
частности, восстановление единой структуры государственной ветеринарной службы,
при которой местные органы ветеринарии в обязательном порядке выполняют
распоряжения федерального органа; внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том
числе в Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в котором необходимо
установить обязанность владельцев животных сообщать о виде и количестве,
содержащихся животных, а также оперативно информировать государственную ветеринарную
службу и органы местного самоуправления обо всех изменениях количества животных (вновь приобретенные,
рожденные, павшие, перемещенные и т.д.). Все функции по ветеринарному надзору необходимо
отнести к полномочиям Российской Федерации, внести соответствующие изменения в Положение о государственном ветеринарном надзоре, утвержденное
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2013 № 476, функции
по контролю за утилизацией и уничтожением биологических отходов отнести к
полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции
по надзору в области ветеринарии. Необходимо введение системы выдачи
ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде с помощью
Государственной информационной системы в сфере ветеринарии, обеспечивающей
прослеживаемость перемещений поднадзорных грузов в режиме реального времени и с
подтверждением начала и завершения перевозки. Должно быть обеспечено целевое
финансирование комплекса мероприятий по предупреждению заноса, распространения
и ликвидации АЧС, предусмотрев в консолидированном бюджете денежные средства на
предупреждение распространения и ликвидацию АЧС.
Серьезные опасения Россельхознадзора вызывает и ухудшение
эпизоотической ситуации по целому ряду других особо опасных заболеваний, таких
как туберкулез, бруцеллез, лейкоз, лептоспироз, оспа овец и коз, и ящур. В
частности, если за весь 2011 год в России было выявлено 11 новых
неблагополучных по туберкулезу пунктов, то лишь за первое полугодие текущего
года их было зарегистрировано 16. По бруцеллезу в текущем году выявлено 225
неблагополучных пунктов, 218 новых очагов лейкоза крупного рогатого скота, 61
пункт, неблагополучный по лептоспирозу, зарегистрирована новая вспышка оспы
овец и коз в Забайкальском крае. Особую обеспокоенность Россельхознадзора
вызывает занос на территорию страны в текущем году вируса ящура. При этом
вспышки произошли в двух отдаленных друг от друга регионах страны, на Дальнем
Востоке и Северном Кавказе. Вирусы принадлежат в двум серотипам, ранее на
территории страны не встречавшимся. Как и в случае с африканской чумой свиней,
для борьбы с другими особо опасными инфекциями необходимо принятие мер по
восстановлению функционального единства государственной ветеринарной службы,
строгий учет поголовья и контроль перемещения животных, а также принятие
скоординированных мер по борьбе с каждым из этих заболеваний.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию