- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- Об участии директора ФГУ ВГНКИ академика Александра Панина в работе Пятого Национального конгресса «Приоритеты развития экономики: модернизация промышленности России»
Об участии директора ФГУ ВГНКИ академика Александра Панина в работе Пятого Национального конгресса «Приоритеты развития экономики: модернизация промышленности России»
Целью заседаний Национального конгресса, ставшего важной дискуссионной площадкой представителей органов государственной власти, научных и деловых кругов для обсуждения наиболее актуальных проблем экономического развития России, является выработка предложений по стимулированию процессов модернизации отечественной экономики, ее переходу на новый технологический уклад на основе эффективного инновационного партнерства государства, российской науки и делового сообщества. Конгресс проводится под эгидой администрации Президента России, Государственной Думы и Торгово-промышленной палаты. В рамках круглого стола, посвященного обеспечению продовольственной безопасности страны и развитию ее аграрной промышленности, с докладом на тему «Продовольственная безопасность и безопасность продовольствия (роль ветеринарной службы) выступил академик Александр Панин.
Продовольственная безопасность и безопасность продовольствия (роль ветеринарной службы)
Академик РАСХН А.Н. Панин
Основываясь на тенденции роста населения планеты и медицинских нормах, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) прогнозирует увеличение потребления человеком животных белков к 2020 году на 50%, что заставляет производителей сельскохозяйственной продукции увеличить поголовье продуктивных животных, повысить их продуктивность и снизить потери от болезней, в первую очередь заразных.
Глобализация торговли продовольствием, предусматривающая быстрое перемещение животных и животноводческой продукции из одной страны в другую, иногда на другой континент, обусловила все ярче проявляющуюся в последние годы тенденцию повышения риска распространения заразных болезней, в том числе и опасных для человека.
Санитарным и фитосанитарным соглашением (СФС) Всемирной торговой организации (ВТО) определено, что международной организацией, ответственной за разработку международных стандартов в области охраны жизни и здоровья животных является Всемирная организация здравоохранения животных (МЭБ), объединяющая в настоящее время 177 стран.
Стандартами МЭБ обеспечение благополучия стран по особо опасным и другим заразным болезням своего списка (131: в т.ч. 83- болезни наземных животных, 48 – болезни водных животных), а также эпизоотического надзора, профилактики и борьбы с заразными болезнями животных, в том числе общих для человека и животных (зоонозы), включая и пищевые токсикоинфекции, возложены на ветеринарные службы.
Благополучие по заразным болезням на уровне хозяйств, регионов, стран должно поддерживаться исполнением соответствующих мер, определенных Международными стандартами, в первую очередь Кодексом Здравоохранения Животных МЭБ, и контролироваться посредством осуществления программ эпизоотического надзора.
Надзор – комплекс долговременных и систематически проводимых мероприятий по сбору, обобщению и анализу ветеринарно-санитарной информации, предусматривающий также оперативное доведение этой информации до ответственных лиц для принятия ими надлежащих мер. (Определение МЭБ).
Основной принцип МЭБ – презумпция неблагополучия страны по болезням.
Любая страна, планирующая экспортировать животноводческую продукцию и животных, обязана доказать благополучие своей территории (страны, компартамента) по списочным болезням МЭБ. Конкретные болезни определяются при согласовании странами – торговыми партнерами ветеринарных сертификатов на конкретную животноводческую продукцию и живых животных определенного вида.
В Российской Федерации Россельхознадзором созданы инфраструктура и материально-техническая база для выполнения требований международных стандартов.
Однако возможности для исполнения всех необходимых программ ограничены недостаточным финансированием. Кроме того, достижение благополучия по отдельным болезням животных, в первую очередь социально значимым: бруцеллез, туберкулез, лептоспироз и др., а также экономически значимым: африканская чума свиней, грипп птиц, ящур и др., сдерживается отсутствием законодательной базы, необходимой для осуществления денежной компенсации владельцам скота в случае вынужденного убоя животных, неизбежного при поддержании (восстановлении) статуса благополучия хозяйств.
Следствием этого является появление стационарно неблагополучных хозяйств (территорий), как это произошло в последнее время в случае с африканской чумой свиней, что, в свою очередь, привело к дальнейшему распространению инфекции, необходимости проведения дорогостоящих ветеринарно-санитарных мероприятий, включая ликвидацию поголовья животных и, в конце концов, к существенному экономическому ущербу и подрыву продовольственной безопасности страны.
Неисполнение требований международных стандартов (Кодекс здравоохранения животных МЭБ) может привести к отстранению стран, неблагополучных по отдельным болезням списка МЭБ, от международной торговли в качестве экспортеров животных и животноводческой продукции на достаточно продолжительный период времени, может быть навсегда. Что касается неблагополучных хозяйств, то они могут лишиться возможности реализации своей продукции внутри страны и понести ещё более серьёзные убытки вследствие необходимости её уничтожения (африканская чума свиней, птичий грипп, ящур и др.).
Таким образом, как показывает многолетний международный опыт (МЭБ организовано в 1924г.), затраты страны на проведение профилактических мероприятий и осуществление эпизоотического надзора значительно ниже возможного ущерба, нанесенного появлением болезни.
Правительство стран, столкнувшихся с этой ситуацией (Тайвань, Куба – ящур; Англия — ВСЕ, ящур; Япония, Германия – классическая чума свиней; Испания – африканская чума свиней) оценили необходимость рационального бюджетного финансирования профилактических и надзорных ветеринарно-санитарных мероприятий.
В Российской Федерации бюджетом страны не предусмотрено финансирование надзорных и других ветеринарно-санитарных мероприятий в достаточном объеме, что уже привело к значительным экономическим потерям в случае появления и продолжающегося распространения африканской чумы свиней.
В этой связи нам крайне необходима серьёзная правовая база, позволяющая осуществлять полное бюджетное финансирование всех необходимых ветеринарно-санитарных мер, включая компенсацию владельцам стоимости животных в случае необходимости их убоя и уничтожения.
Концепция единого мирового здоровья «Человек и животные – единое здоровье», провозглашённая ВОЗ и МЭБ, является краеугольным камнем всемирной стратегии управления рисками на грани «животное – человек».
МЭБ совместно с ФАО, ВОЗ, ЮНИСЕФ и Всемирным банком взяли на себя соответствующие обязательства.
Решающая роль в борьбе с зоонозными болезнями, в соответствии с этой концепцией, принадлежит ветеринарной службе.
Важность ветеринарных аспектов охраны здоровья человека обусловлена зоонотическим потенциалом возбудителей большинства известных инфекционных болезней животных (таких более 60%), а также 75% эмерджентных болезней (ранее неизвестных и вновь появляющихся).
80% возбудителей, которые могут быть использованы в целях биологического терроризма, также являются возбудителями зоонозных инфекций.
Кроме того, источниками возбудителей основных пищевых токсикоинфекций человека: сальмонелл, эширихий, ерсений, листерий, кампилобактер, являются сельскохозяйственные животные и продукты животноводства. Поэтому одним из приоритетов ветеринарной службы должны быть программы мониторинга безопасности пищевой продукции и надзора за указанными инфекциями.
Социальное и экономическое реформирование Российской Федерации, курс на интеграцию в мировое экономическое пространство, подготовка к вступлению в ВТО определяют необходимость изменения и гармонизации законодательной, нормативной, методической базы, в т.ч. в области обеспечения здоровья животных, безопасности кормов и пищевой продукции, включая продукцию животного происхождения, с международными стандартами.
В этой связи целесообразно:
- Разработать, в дополнение к Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации Концепцию эпизоотической безопасности. То есть, должен быть разработан и утвержден на правительственном уровне механизм её обеспечения.
- Провести в короткие сроки гармонизацию законодательства Российской Федерации в сфере применения ветеринарно-санитарных мер с международными стандартами ВТО, в первую очередь МЭБ.
- Законодательно закрепить за органами государственной ветеринарной службы функции обеспечения контроля безопасности пищевых продуктов животного происхождения и контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных правил и норм на всех этапах пищевой цепочки, как это принято в большинстве стран мира.
В соответствии с международными стандартам и Конституцией Российской Федерации охрана жизни и здоровья людей, а следовательно и обеспечение безопасности пищевой продукции, является прямой обязанностью государства.
Государственная служба любой страны, наделенная полномочиями обеспечения безопасности пищевой продукции, к какому бы ведомству она не относилась, для эффективного выполнения поставленных перед ней задач и принятия адекватных решений и мер нуждается в сведениях, которые в полном объеме может дать только ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА за безопасностью животноводческой продукции и кормов на всех этапах пищевой цепочки.
При этом необходимыми условиями являются:
- Прозрачность, оперативное регулирование при выявлении нарушений; разработка недостающих нормативных документов, регулирующих проведение мониторинга и принятия соответствующих административных мер при выявлении нарушений.
- Унификация методов, используемых при проведении мониторинговых исследований.
С целью повышения эффективности программы мониторинга безопасности пищевой продукции необходимо создать трехуровневую систему мониторинга:
1. Федеральный уровень – целевые программы, сформированные на основе анализа риска, касающиеся, в основном, экспортной и импортной продукции (GMP, НАССР).
2. Субъектовый уровень – программы, созданные на основе приоритетов в конкретном субъекте РФ: ветеринарным службам субъектов РФ необходимо осуществлять регулярный надзор за осуществлением производителями внутреннего производственного контроля.
3. Внутренний (само-) контроль производителей, вовлеченных в пищевую цепочку – программы самоконтроля также официально узаконены международными стандартами.
В основе обеспечения безопасности продукции животноводства на всем протяжении «пищевой цепочки» от поля до потребителя лежит ответственность их владельца (физического или юридического лица) — участника пищевой цепочки, куда входит и розничная торговля. Этот постулат закреплен международными стандартами, в том числе НАССР.
Отслеживание безопасности продукции на всем протяжении пищевой цепочки осуществляет в большинстве Европейских стран единая, как правило, ветеринарная служба.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию