- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная О выступлении заместителя руководителя Россельхознадзора Евгения Непоклонова относительно требований законодательства в области охраны здоровья животных в связи с риском распространения АЧС
О выступлении заместителя руководителя Россельхознадзора Евгения Непоклонова относительно требований законодательства в области охраны здоровья животных в связи с риском распространения АЧС
Выступление состоялось в Литве, в рамках работы Международного семинара по усилению мер по устранению риска заноса классической и африканской чумы свиней на территорию Евросоюза.
Евгений Непоклонов отметил системный характер проблем, возникающих в связи с недостаточностью национального законодательства в области ветеринарии. Как известно, напомнил он, ветеринарное законодательство Советского Союза было хорошо продумано, эффективно и внутренне непротиворечиво. В связи с тем, что законодательство современной России в намного меньшей степени соответствует существующим угрозам и рискам, было принято решение об использовании положений Международного эпизоотического бюро (МЭБ) в случае недостаточности отечественных правовых актов. Во многих случаях это решение способствовало улучшению ситуации.
В связи с образованием Таможенного союза возникла необходимость формирования общего ветеринарного законодательства. К сожалению, на этот процесс оказали влияние эксперты США и Евросоюза, участвовавшие в переговорах о присоединении России и Казахстана к ВТО. В частности, они в качестве одного из условий приема России в ВТО, выдвинули требование об отказе России от ведения реестров по поставщикам живых животных, молочной и кишечной продукции — несмотря на то, что в самом Евросоюзе такие реестры существуют и активно используются.
Вопросы законодательного обеспечения ветеринарной службы прямо влияют как на ее структуру, так и эффективность. К сожалению, в настоящее время структура ветеринарной службы России весьма далека от идеала. Существуют вполне автономные структуры на федеральном уровне — это департамент ветеринарии Минсельхоза России, Россельхознадзор, шесть ветеринарных служб силовых ведомств, и Минприроды России, чья позиция напрямую влияет на эпизоотическое благополучие диких животных. Помимо этого, в каждом субъекте Федерации имеется своя автономная ветеринарная служба, подчиненная его главе.
Такая структура национальной ветеринарной службы не позволяет бороться с заболеваниями, используя методы предотвращения заноса возбудителей заболеваний, и обречена на работу в чрезвычайном режиме.
Помимо этого, негативную роль в обеспечении биологического благополучия сыграли и законодательные новации, предусматривающие передачу некоторых функций на уровень бизнеса.
Евгений Непоклонов признал, что ветеринарное законодательство Евросоюза в целом более эффективно, чем российское. Разумеется, заметил он, Евросоюз также не свободен от проблем в этой сфере, свидетельством чему является скандал из-за попадания в пищевую цепочку человека огромного количества конины из неустановленного источника. Этот, и другие случаи наглядно свидетельствуют о явной функциональной недостаточности общеевропейских систем мониторинга безопасности пищевой продукции и ее прослеживаемости.
Особую обеспооенность Россельхознадзора вызывает и то, что подавляющее большинство европейских предприятий, поставляющих продукцию на рынок стран Таможенного союза, были включены в соответствующий реестр под гарантии ветеринарных служб стран-поставщиков. При этом требования законодательства Таможенного союза в отношении безопасности пищевой продукции до предприятий-экспортеров ими не были доведены, а мониторинг продукции на безопасность проводится с учетом лишь требований общеевропейского законодательства, игнорируя при этом нормы, прдусмотренные законодательством Таможенного союза.
До недавнего времени в течение ряда лет Германия отрицала наличие проблем с обеспечением безопасности продукции животного происхождения, поставляемой на российский рынок — пока германская ветеринарная служба сама не проверила предприятия-поставщики на соблюдение ими норм и требований законодательства России и Таможенного союза. Выяснилось, что по меньшей мере 20% из них эти требования союлюдать неспособны.
В течение одной недели инспектора Россельхознадзора пресекли три попытки ввоза из Польши контрабандной продукции животного происхождения, прибывших в сопровождении ветеринарных сертификатов, выданных польской ветеринарной службой.
Неэффективность пограничного ветеринарного контроля на внешних границах Евросоюза создает реальную опасность для импортеров европейской продукции., отметил Евгений Непоклонов.
Крайне своеобразная ситуация сложилась с обеспечением безопасности охлажденной рыбы, поставляемой из Норвегии — мониторинг на загрязнение продукции листериями проводят сами предприятия-производители, уведомляя о выявленной контаминации уполномоченную норвежскую службу Mattylsinet, которая этом в Россельхознадзор не сообщает. Ветеринарные сертификаты, удостоверяющие безопасность рыбы, оформляются «заочно», без досмотра продукции. Позиция Mattylsinet отражает ее убежденность в том, что Россия слишком сильно зависит от поставок охлажденной рыбы из Норвегии, чтобы отстаивать свои интересы.
Опыт Советского Союза, Испании и Португалии по борьбе с африканской чумой свиней показал, что успех работы на 80% зависит от организационных мер, которые в свою очередь зависят от состояния национального ветеринарного законодательства, и лишь на 20% — от чисто ветеринарных мер. Практический опыт этих стран убедительно продемонстрировал важность вертикального построения ветеринарных служб.
Особое значение рациональное построение национальных ветеринарных служб приобретает в современных условиях, когда существенно возрастают биологические угрозы и риски. В настоящее время настала необходимость принятия хорошо скоординированных международных мер по борьбе с ящуром — в связи с широким распространением заболевания в странах Азии и Закавказья и появлением новых серотипов возбудителя заболевания. Озабоченность Россельхознадзора вызывает широкое распространение на территории Евросоюза таких заболеваний, как блютанг и болезнь, вызываемая вирусом Шмалленберг.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию