- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О состоявшемся заседании Коллегии Россельхознадзора
О состоявшемся заседании Коллегии Россельхознадзора
Заседание было посвящено обсуждению комплекса неотложных мер по борьбе с африканской чумой свиней и недопущению ее дальнейшего распространения по территории России.
В работе Коллегии принял участие ее председатель, руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, его заместители Евгений Непоклонов, Алексей Саурин и Наталья Фролова, ответственные сотрудники центрального аппарата Россельхознадзора, руководители ряда его территориальных управлений, директора подведомственных Россельхознадзору Федерального центра охраны здоровья животных, Ленинградской, Тульской, Тверской, Белгородской и Краснодарской межобластных ветеринарных лабораторий. На заседание коллегии были приглашены директор Департамента ветеринарии Минсельхоза России Лилия Сургучева и директор подведомственного Минприроды России ВНИИ Природы Андрей Филатов. В режиме видеоконференции в работе Коллегии приняли участие руководители территориальных управлений Россельхознадзора по Астраханской, Вологодской и Ярославской областям, по Краснодарскому краю и республике Адыгея, республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, по Орловской и Курской областям.
С основным докладом на заседании выступил заместитель руководителя Россельхознадзора, главный ветеринарный инспектор России Евгений Непоклонов.
Начиная с 2007 года, времени первой вспышки заболевания на территории России, африканская чума свиней зарегистрирована в 26 субъектах Федерации, при этом выявлены 309 неблагополучных пункта и 45 инфицированных объектов. При ликвидации очагов заболевания отчуждено и уничтожено около 600 тысяч свиней, компенсация за отчужденных животных составила около двух миллиардов рублей, ущерб превысил 30 млрд. рублей. На юге России сформировалась устойчивая эндемичная зона заболевания, происходит формирование двух новых эндемичных зон – в Тверской и Новгородской областях. В 2% случаев распространение африканской чумы было связано с контактом домашних свиней с зараженными свиньями, в 3% случаев переносчиком вируса был обслуживающий животных персонал, в 6% — транспортные средства, в 6% — кабаны, в 55% — зараженные пищевые отходы, в 28% случаев источник заражения установлен не был.
Особое внимание на заседании Коллегии было уделено быстрому распространению заболевания на территории Тверской области. Впервые африканская чума свиней в Тверской области зарегистрирована в мае 2011 года. В том же году отмечено 6 неблагополучных пунктов у домашних свиней и два инфицированных объекта среди кабанов. В августе 2011 года в область выезжала комиссия в составе представителей Минсельхоза России, Россельхознадзора и научных учреждений. В 2012 году в Тверской области в дикой фауне выявлены три инфицированных объекта и 23 очага африканской чумы свиней. В этой связи 4 июля текущего года руководитель Россельхознадзора обратился к губернатору области Андрею Шевелеву с письмом о необходимости незамедлительного введения карантина на всю территорию области. С аналогичным предложением к губернатору 6 июля обратился и министр сельского хозяйства России Николай Федоров. Однако, карантин был введен лишь 18 июля, а 24 июля вспышка заболевания охватила племзавод «Заволжское», на котором содержалось 118 тысяч свиней.
Проверки Россельхознадзора показали, что лишь 34 охотничьих хозяйства области из 189 заключили договора на ветеринарное обслуживание, при общей численности кабана в 16 тысяч голов. Утвержденный областным правительством на 2012 год план отстрела кабанов в 9500 голов, выполнен лишь на 6,5%. Неудовлетворительной признана и работа ветеринарной службы области в целом. Дезинфекционные барьеры не обеспечиваются дезинфектантами, места сжигания трупов инфицированных свиней не огораживаются, перевозка поднадзорных грузов должным образом не контролируется, объективный учет свинопоголовья не ведется. Проверки предприятий общественного питания показали, что пищевые отходы большей частью не утилизируются, а используются в корм свиньям.
Непринятие необходимых мер по ликвидации африканской чумы свиней в Тверской области привело к вспышке заболевания в Новгородской области и создает реальную угрозу его дальнейшего распространения по другим субъектам Федерации, особенно непосредственно граничащим с Тверской областью.
Таким образом, непринятие своевременных мер по локализации очага африканской чумы свиней на территории Тверской области привело к созданию эндемичного природного очага по этому заболеванию на территории Центрального федерального округа. В связи с серьезностью сложившейся ситуации, руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт провел в Твери расширенное совещание с участием руководителей ряда территориальных управлений Службы. По итогам совещания принято обращение к Правительству России с просьбами о принятии решения о проведении мониторинга перевозок между субъектами Федерации продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, силами ГИБДД совместно с территориальными органами Россельхознадзора и органами ветеринарии субъектов Федерации, а также об ускорении принятия федерального закона «О ветеринарии» с учетом заинтересованности агропромышленного бизнес-сообщества в воссоздании утраченного функционального единства государственной ветеринарной службы; о принятии Федеральной программы по искоренению африканской чумы свиней на территории России и созданию Правительственной комиссии для координации и контроля ее реализации; о возврате полномочий по организации охотничьего надзора и обеспечению эпизоотического благополучия диких животных Минсельхозу России. Совещание также обратилось к министру сельского хозяйства России Николаю Федорову с просьбой под его руководством провести совещание с руководством субъектов Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, для обсуждения вопроса о создании межрегиональной программы по искоренению африканской чумы свиней в Тверской области и соседних регионах. Помимо этого, Совещание просило Николая Федорова утвердить в возможно ближайшее время обновленную инструкцию по борьбе с АЧС.
Для искоренения африканской чумы свиней в Тверской и окружающих областях, Россельхознадзор считает необходимым создание межрегиональной программы контроля распространения и искоренения заболевания. Первоочередным шагом в реализации такой программы должно явиться согласование регионализации с выделением зон наблюдения, искоренения и сдерживания инфекции. Для ее реализации необходимо создание надрегионального или федерального центра управления программой. Основными мероприятиями такой программы должны стать поэтапно реализуемые меры по депопуляции домашних свиней в личных подсобных хозяйствах и на фермах с низким уровнем биологической защиты; создание карантинных защитных зон вокруг крупных свиноводческих комплексов; депопуляции диких кабанов; мониторингу безопасности товарных потоков продукции свиноводства и живых свиней; восстановлению системы утилизации биологических отходов; налаживанию системы индивидуальной идентификации животных в хозяйствах всех форм собственности и внедрению системы электронной ветеринарной сертификации; стимулированию альтернативных видов животноводства в хозяйстве сельского населения.
Краснодарский край неблагополучен по африканской чуме свиней с 2008 года, когда там был впервые зарегистрирован неблагополучный пункт по этому заболеванию. В 2009 году зарегистрировано уже пять неблагополучных пунктов, включая один среди свиней и четыре среди кабанов. В 2010 году ситуация ухудшилась – отмечено 12 неблагополучных пунктов среди свиней и 7 среди кабанов. В 2011 году зарегистрировали 18 неблагополучных пунктов среди домашних свиней. В текущем году на территории края уже зарегистрировано 19 неблагополучных пунктов – 18 среди домашних свиней и один среди кабанов. Третьего мая губернатор Александр Ткачев объявил всю территорию края второй угрожаемой зоной. Ситуация остается весьма серьезной – если в 2008-2010 годах большинство вспышек африканской чумы свиней регистрировались в личных подсобных хозяйствах, то с 2011 года увеличилось число случаев заболевания на крупных свиноводческих предприятиях, причем часть из них по уровню биологической защищенности были отнесены к четвертому компартменту. При этом, несмотря на введение на территории края режима второй угрожаемой зоны, с 26 июля по 10 августа текущего года возникли 15 новых очагов заболевания. По мнению Россельхознадзора, наиболее вероятной причиной второй волны распространения АЧС в текущем году явилось несоблюдение запрета на комплектование хозяйств поголовьем свиней в первой угрожаемой зоне в течение года после снятия карантина, а также нарушение свиноводческими предприятиями режима работы закрытого типа. Создавшаяся ситуация не позволяет пресечь как дальнейшее распространение вируса африканской чумы свиней по территории самого Краснодарского края, так и его перенос на соседние регионы. В связи с этим, Россельхознадзор полагает необходимым до стабилизации эпизоотической обстановки введение на всей территории края карантина по АЧС.
Волгоградская область неблагополучна по африканской чуме свиней с 2010 года, когда на его территории зарегистрировали 7 неблагополучных пунктов в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах. В 2011 году зарегистрировали один неблагополучный пункт среди свиней и два инфицированных объекта среди кабанов. В текущем году на территории области зарегистрировано уже 9 неблагополучных пунктов среди домашних свиней и один – среди кабанов. Неблагополучны по заболеванию 7 районов. Инфицированные кабаны отстреляны на территории охотничьего хозяйства «Замуровское». Несмотря на то, что с 18 июля текущего года постановлением исполняющего обязанности губернатора Василием Галушкиным вся территория Волгоградской области объявлена второй угрожаемой зоной по АЧС, в области возникают новые вспышки заболевания. Одной из наиболее важных проблем является наличие возбудителя заболевания в дикой фауне. Так, из 70 проб биологического материала, взятого от кабанов, в 12 обнаружен вирус африканской чумы свиней. При этом областной план по депопуляции кабанов выполнен лишь на 43%.
При анализе ситуации, сложившейся на территории всех субъектов Федерации, пострадавших от африканской чумы свиней, выявлен ряд общих системных недостатков. Так, при ликвидации очагов заболевания первые угрожаемые зоны устанавливаются по минимально допустимым законодательством расстояниям, не более 5 км. Россельхознадзором постоянно выявляются нарушения в работе охранно-карантинных ветеринарно-полицейских постов. Пищевые отходы, несмотря на предписания Россельхознадзора, продолжают скармливаться свиньям. В личных подсобных хозяйствах по-прежнему практикуется свободно-выгульное содержание свиней. После снятия карантина, несмотря на существующие ограничения, в течение первого года происходит комплектование стада новым поголовьем свиней, во многих хозяйствах нарушается режим работы закрытого типа.
Руководство Россельхознадзора отмечает и имеющиеся недостатки в работе территориальных управлений Службы. Так, некоторые управления не отстаивают позиции Россельхознадзора на заседаниях комиссий по борьбе с АЧС, допускают присвоение хозяйствам четвертого уровня компартментализации несмотря на имеющиеся недостатки, ослабили контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по установлению или отмене карантина.
Для искоренения африканской чумы свиней на территории России, по мнению Россельхознадзора, необходимо принятие нового закона «О ветеринарии», восстанавливающего функциональное единство государственной ветеринарной службы, создание федеральной межведомственной целевой программы по борьбе с АЧС, утверждение правил содержания свиней, предусматривающих обязательное страхование животных и ограничение их числа в личных подсобных хозяйствах, дополнений в Гражданский кодекс, позволяющих в случае нарушения ветеринарного законодательства владельцами животных не выплачивать им компенсации при вспышке заболевания, обновление правил по борьбе с АЧС, закрепление за органами местного самоуправления полномочий по контролю учета и идентификации животных в личных подсобных хозяйствах, а также за содержанием и контролем мест утилизации биологических отходов, внедрение электронной системы выдачи ветеринарных сопроводительных документов, возвращение полномочий Минсельхозу России по организации охотничьего контроля и надзора и обеспечению эпизоотического благополучия диких животных, повышение ответственности за нарушение ветеринарного законодательства внесением изменений в КоАП и УК РФ.
В своем выступлении на заседании Коллегии глава Информационно — аналитического центра управления Ветнадзора Сергей Дудников подробно остановился на недостатках, выявленных специалистами Службы в организации защитных мероприятий в пораженных регионах, отметив возрастающую роль человеческого фактора в дальнейшем распространении заболевания. Положение осложняется крайне высокой вирулентностью вируса АЧС. Установлено, что в одном грамме мяса, полученного от заболевшей свиньи, содержание болезнетворного агента достаточно для заражения 50 здоровых свиней, а туше животного, павшего от АЧС – для заражения более чем трех миллионов свиней.
Руководитель управления Россельхознадзора по Новгородской области Николай Макиевский с учетом высокого риска распространения АЧС с кабанами, подробно остановился на мероприятиях, проводимых в области по снижению численности кабанов.
Руководитель управления Россельхознадзора по Тверской области Юрий Данилов подробно остановился на недостатках в работе областных органов исполнительной власти при борьбе с африканской чумой свиней.
Заместитель руководителя Россельхознадзора Алексей Саурин посвятил свое выступление роли человеческого фактора в распространении заболевания.
Руководитель управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея Александр Фонтанецкий проинформировал Коллегию о расширении вспышки заболевания на территории края, особо остановившись на необходимости принятия неотложных мер по введению систем идентификации продуктивных животных и прослеживания продукции животного происхождения.
Руководитель управления Россельхознадзора по Белгородской области Татьяна Аушева подробно рассказала Коллегии о системе мер, внедренных в области для защиты ее территории от проникновения африканской чумы свиней.
Выступая на заседании, директор Департамента ветеринарии Минсельхоза России Лилия Сургучева выразила уверенность, что подписание соглашений о порядке взаимодействия ветеринарных органов субъектов Федерации и территориальных органов Россельхознадзора будет способствовать созданию условий для их более тесного взаимодействия в борьбе с африканской чумой свиней.
Руководители управлений Россельхознадзора по Астраханской, Ярославской, Орловской и Курской областям проинформировали Коллегию о состоянии работы по проверкам свиноводческих и охотничьих хозяйств, а также по депопуляции кабанов.
Советник руководителя Россельхознадзора Григорий Ковалев высказался за создание более эффективной методологической базы по проверке охотпользователей.
Руководитель управления Россельхознадзора по Ростовской области Антон Кармазин поднял вопрос о необходимости, учитывая ограничения, накладываемые ФЗ 294, усовершенствования законодательной базы по проверке предприятий аграрного сектора, переработки и перемещения животноводческой продукции в условиях эпизоотии.
Руководитель управления Россельхознадзора по Брянской области Алексей Щеглов высказал мнение о необходимости ограничения пересылки через Почту России посылок, содержащих продукцию риска, из регионов, пораженных вспышкой заболевания.
Выступивший на заседании директор подведомственного Минприроды России ВНИИ природы Андрей Филатов выразил уверенность в возможности налаживания конструктивных связей между Минприроды и Россельхознадзором. В качестве первоочередной задачи он отметил необходимость создания системы получения надежной информации из регионов по вопросам, представляющим интерес для обеспечения эпизоотического благополучия среди диких животных. Пока же такой информации, даже по точной численности животных, нет.
Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, открывший заседание Коллегии поздравлением своего заместителя Натальи Фроловой с награждением ее орденом Почета, подробно остановился на анализе сложившейся ситуации и задачах Россельхознадзора в этой связи.
Как отметил Сергей Данкверт, дальнейшее распространение вспышки африканской чумы свиней, распространение инфекции среди диких кабанов вызывает серьезную обеспокоенность в крупном регионе, включающем Евросоюз.
Со своей стороны, Россельхознадзор, не имеющий полномочий по активному мониторингу эпизоотической ситуации в дикой природе, выражает крайне серьезную обеспокоенность состоянием работы органов исполнительной власти субъектов Федерации по обеспечению биологической безопасности более чем шестисот охотничьих хозяйств, расположенных в Центральном федеральном округе. Проверки Россельхознадзора показали, что в охотхозяйствах нет систем утилизации биологических отходов и действенной системы мониторинга здоровья животных. Подкормочные площадки не оборудуются ловушками, что создает серьезные затруднения с изъятием животных в случае необходимости.
Учитывая крайне высокую опасность дальнейшего распространения африканской чумы свиней, при выявлении региональными управлениями Россельхознадзора случаев нарушения охотхозяйствами ветеринарного законодательства, необходимо подавать иск в суд для приостановления их деятельности, заметил Сергей Данкверт. Больше значение для правильной организации защитных мер на территории отдельных субъектов Федерации имеет и организация эффективного мониторинга эпизоотического благополучия в дикой фауне на их административных границах. При этом для формирования объективной картины необходимо единовременное изъятие не менее чем 15-20 кабанов.
Неудовлетворен Россельхознадзор и состоянием обеспеченности эпизоотического благополучия мелкотоварных хозяйств со стороны ветеринарных служб субъектов Федерации. Эти хозяйства, суммарно производящие более половины российской свинины, не только наименее защищены от инфекции, но и во многих случаях являются источником дальнейшего распространения заболевания.
Работу надзорных органов в области ветеринарии также крайне осложняет отсутствие как федеральной, так и региональных систем прослеживания продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору. Прообразом такой системы может явиться комплекс созданных и активно используемых Россельхознадзором других электронных систем, таких, как «Аргус», «Меркурий», «Веста».
При этом необходимо учитывать, что система прослеживания, не создавая внутренних барьеров при перемещении продукции по территории России, должна в максимальной степени гарантировать ее безопасность. Важность создания эффективных систем прослеживания продукции и выдачи электронной сопроводительной документации, хорошо иллюстрируют выявляемые Россельхознадзором факты подлога и фальсификации документов, сопровождающих продукцию, незаконно вывозимую из угрожаемых зон. Помимо этого, в случае возникновения вспышек заболевания крайне важно выявить в максимально сжатые сроки, пути и даты поставок с пострадавшего предприятия.
Работа надзорных органов в области ветеринарии, подчеркнул Сергей Данкверт, не может быть эффективной без создания национальной системы индивидуальной идентификации животных. В отсутствие федеральной программы такая система к настоящему времени создана лишь в одном субъекте Федерации – Саратовской области, где ветеринарную службу области возглавил Алексей Частов, ранее руководивший областным управлением Россельхознадзора и хорошо понимающий необходимость системной борьбы с биологическими рисками.
Большое значение имеет и организация подготовки к борьбе с возможными вспышками заболевания. Так, широкому распространению заболевания по территории Тверской области способствовала нехватка в области дезинфицирующих средств, а также то, что ни в 2011, ни в 2012 году область не заказала наборов диагностикумов для лабораторного выявления генетического материала вируса африканской чумы свиней в патологическом материале.
При выборе методологии борьбы с угрозой АЧС для конкретного региона необходимо учитывать такие ключевые факторы, как его географические особенности, логистические связи, пути миграции кабанов.
Для успешной борьбы с АЧС крайне важно блокирование возможностей незаконного оборота поднадзорной продукции. К настоящему времени это проблема наиболее эффективно решена в Белгородской области, где законодательно полностью запрещена придорожная торговля.
Необходимо учитывать, что вирус африканской чумы свиней может переноситься не только живыми животными, клещами, с продукцией животноводства, но и с некоторыми видами растительной продукции, находившейся в контакте с кабанами. Так, перевозка из южных регионов страны, пострадавших от вспышки заболевания, в центральные, бахчевых, переложенных соломой с полей, на которым могли кормиться кабаны, является одним из факторов риска.
Еще одним важным направлением контроля распространения АЧС является надзор за утилизацией пищевых отходов, принимая во внимание, что на среднего человека в России приходится более 300 кг таких отходов в год. Часть этих отходов скармливается домашним свиньям в личных подсобных или фермерских хозяйствах, а часть поступает на свалки, где они могут попасть в пищу кабанов. Общее состояние свалок и практически полное отсутствие контроля за ними в стране не дает гарантии того, что они не представляют собой биологической угрозы.
Серьезную опасность представляет собой и отсутствие системы утилизации биологических отходов, особенно в охотничьих хозяйствах, а также при падеже домашних свиней. Для этой цели необходимо создавать утильзаводы, а также закупать мобильные печи для сжигания трупов.
В целом, работа ветеринарных органов должна быть направлена на то, чтобы от падежа животного до постановки точного диагноза и принятия необходимых мер проходило не более 48 часов. В этой связи территориальным управлениям Россельхознадзора необходимо провести проверку работоспособности станций по борьбе с болезнями животных.
Важным элементом в борьбе с АЧС является борьба с сокрытием падежа. Россельхознадзор неоднократно сталкивался с такими случаями, и всегда сокрытие случаев гибели животных вело к опасному распространению заболевания. Так, хотя официально первый случай заболевания африканской чумой свиней на территории Тверской области зарегистрирован в мае 2011 года, тайное захоронение, выявленное областным управлением Россельхознадзора, было создано в апреле того же года. Виновный в сокрытии падежа был осужден на год лишения свободы условно. Обо всех случаях выявления тайных захоронений животных, необходимо незамедлительно информировать Следственный комитет для проведения предусмотренных законом действий, отметил Сергей Данкверт.
Крайне большое значение имеет объективная оценка статуса биологической защищенности предприятия. Случаи возникновения заболевания на предприятиях четвертого уровня компартментализации свидетельствуют о недопустимо формальном отношении к этому вопросу.
Сергей Данкверт особо отметил важность налаживания плодотворного сотрудничества между территориальными управлениями Россельхознадзора и ветеринарными службами субъектов Федерации. Так, хорошие рабочие отношения установлены в Оренбургской, Саратовской, Мурманской, Ленинградской областях, Карелии.
Большое значение Россельхознадзор придает проверке работы своих собственных территориальных органов по борьбе с африканской чумой свиней и профилактике ее заноса и распространения. Так, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, Сергей Данкверт счел необходимым назначить служебную проверку работу территориальных управлений Россельхознадзора в Тверской и Волгоградской областях.
Презентации
Ситуация по африканской чуме свиней в Российской Федерации — Заместитель Руководителя Россельхознадзора Е.А. Непоклонов
Мероприятия по ликвидации АЧС и анализ работы Администрации и госветслужбы Тверской области
Опыт реализации мероприятий по недопущению АЧС на территории Белгородской области
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию