- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О ситуации вокруг изменения максимально допустимых уровней содержания отдельных токсикантов в плодоовощной продукции
О ситуации вокруг изменения максимально допустимых уровней содержания отдельных токсикантов в плодоовощной продукции
В связи с приобретающей особую актуальность проблемой бесконтрольного
ввоза импортной продукции растительного происхождения с превышенным максимально
допустимых уровнем содержания различных токсикантов, Россельхознадзор считает
необходимым пояснить, что с 1 августа 2011 года в результате внесенных в
законодательство изменений Федеральная служба по ветеринарному и
фитосанитарному надзору утратила полномочия по контролю в указанной сфере.
До этого времени Россельхознадзор осуществлял контроль
импортной и отечественной растительной продукции в части остаточного содержания
в ней пестицидов, наличия нитратов и нитритов, а также контролировал
применение, хранение, транспортировку и реализацию средств защиты растений и
агрохимикатов. Ежегодно Ведомством проверялось 12-14 млн. тонн пищевой
продукции растительного происхождения, в том числе до 1,5 млн. тонн импортной,
причем в результате только при ввозе выявлялось до 17 тыс. тонн опасной
продукции. При этом, наибольшее количество продукции со значительным
превышением токсикантов поступало из стран Евросоюза, в которых применимы менее
жесткие уровни содержания в продукции опасных химических веществ.
Однако изменения, внесенные в законодательство Российской
Федерации в рамках проводимой административной реформы, фактически
исключили из полномочий
Россельхознадзора надзор за безопасным
обращением с пестицидами и агрохимикатами. В результате, появился прецедент,
когда контроль продукции растительного происхождения на ее безопасность в части
остаточного содержания пестицидов,
наличия нитратов, нитритов и других токсикантов не осуществляется федеральными
органами государственной власти в области управления сельским хозяйством.
Вместе с тем, Федеральной службой по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в 2009-2010 году
проведены переговоры с Комиссией Евросоюза по вопросам гармонизации максимально
допустимых уровней (МДУ) содержания пестицидов и иных токсикантов в пищевой продукции растительного
происхождения с европейскими нормами.
В результате данных переговоры для ряда продукции и
пестицидов в России были приняты европейские, в несколько раз менее жесткие
МДУ. При этом, менее жесткие российские МДУ содержания пестицидов Еврокомиссией
приняты не были. Таким образом, гармонизация была проведена в одностороннем
порядке. Кроме того, принимая подобные решения, не учитывались значительные различия в культуре питания российского и
европейского населения. Так, в Европе более широко используются в пищу
натуральные антиоксиданты, подавляющие действие вредных химических веществ.
Наиболее характерным является пример содержания МДУ
хлорпирифоса в плодовых (семечковых) установлен на уровне 0,5 мг/кг, что
превышает ранее действовавший МДУ (0,005 мг/кг) в 100 раз (норма ЕС —0,5 мг/кг).
Ранее МДУ содержания имидаклоприда в картофеле составлял 0,05
мг/кг, сейчас 0,5 мг/кг (норма ЕС — 0,5 мг/кг), в огурцах ранее был установлен
МДУ на уровне 0,1 мг/кг, в настоящее время составляет 1,0 мг/кг (превышение
ранее установленных МДУ в 10 раз) (норма ЕС-1,0 мг/кг).
МДУ остаточного содержания 2,4-Д кислоты в цитрусовых и
зерне хлебных злаков ранее не допускался вовсе, сейчас МДУ в импортируемых в
Россию цитрусовых — 1,0 мг/кг, в зерне хлебных злаков — 0,05 мг/кг (для
отечественной продукции МДУ не установлен). Аналогичные нормы по 2,4-Д кислоте
приняты в Евросоюзе.
Ранее МДУ остаточного содержания ипродиона в землянике и
томатах не допускалось, сейчас МДУ для импортных ягод оставляет 15 мг/кг, для
томатов — 5 мг/кг (для отечественной продукции МДУ не установлен). Аналогичные
нормы содержания ипродиона приняты в Евросоюзе.
Кроме того, в Разделе 1 «Требования безопасности и пищевой
ценности пищевых продуктов» Главы II Единых санитарных требований МДУ
содержания высокотоксичного элемента кадмия в семенах пищевого мака установлен
в 0,5 мг/кг (ранее 0,1 мг/кг — то есть увеличен в 5 раз), а для семян других
масличных культур — 0,1 мг/кг. Следует отметить, что многие страны Европы
руководствуются нормой до 0,2 мг/кг, и мак, с содержанием кадмия выше этого
уровня, стоит на мировом рынке в 2-4 раза дешевле. Таким образом, Россия,
Белоруссия и Казахстан стали странами «утилизации» опасного, но крайне дешевого
на мировом рынке мака. Россельхознадзора в период с 2008 года по июль 2010 года
выявил более 1 тыс. тонн мака, поступивших из Чехии, Словакии, Нидерландов,
Украины, в которых содержание кадмия в отдельных случаях превышало ранее
действующие в России нормы от 1,5 до 17 раз.
Необходимо отметить, что без достаточной обоснованности
многократное увеличение МДУ содержания пестицидов в продукции, по сравнению с
ранее действующими, может негативно отразиться на здоровье населения России.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию