- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О ситуации с внедрением электронной ветеринарной сертификации на начало апреля 2016 года
О ситуации с внедрением электронной ветеринарной сертификации на начало апреля 2016 года
Вниманию:
сотрудников и руководителей органов
государственной власти в сфере ветеринарии
субъектов Российской Федерации,
сотрудников и руководителей территориальных
управлений Россельхознадзора,
хозяйствующих субъектов, осуществляющих импорт,
добычу, производство и оборот подконтрольных госветнадзору
товаров
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Продолжаем знакомить вас с актуальной ситуацией, сложившейся
в процессе внедрения электронной ветеринарной сертификации и федеральной
системы прослеживаемости подконтрольных товаров и около нее.
Федеральный Закон N 243-ФЗ «О внесении изменений в закон
Российской Федерации „О ветеринарии“ и отдельные законодательные акты
Российской Федерации», принятый Государственной Думой 1 июля 2015 года,
одобренный Советом Федерации 8 июля 2015 года, подписанный Президентом
Российской Федерации 13 июля 2015 года и вступившим в силу 15 июля 2015 года.
Принятие его сопровождалось беспрецедентными баталиями на всех уровнях — от
экспертного сообщества до Государственной Думы и Администрации Президента.
С момента вступления в силу этого ФЗ внедрение электронной
ветеринарной сертификации, начатое Россельхознадзором в 2007 году, ускорилось.
На Рис. 1 показана динамика оформления электронных
ветеринарных сертификатов.
Рис. 1. Динамика оформления электронных ветеринарных
сертификатов в Российской Федерации. По горизонтальной оси — количество
электронных ветеринарных сертификатов, оформленных за месяц.
Из данных Рис. 1 видно, что после принятия упомянутого
Федерального Закона темп внедрения электронных ветеринарных сертификатов
ускорился: в марте 16-го оформлено почти в 6 раз больше электронных
ветеринарных сертификатов, чем их было оформлено в сентябре 15-го.
Такие темпы далеки, конечно же, от желаемых, но в целом —
неплохие. Правда в различных субъектах Российской Федерации ситуация
принципиально различается, но об этом — ниже.
Итак, прогресс идет, несмотря на то, что ее внедрение по-прежнему
сильно тормозится тем, что очень медленно принимаются подзаконные нормативные
правовые акты (НПД), устанавливающие те или иные механизмы электронной
ветеринарной сертификации.
Ситуация с разработкой НПД в настоящее время
Не буду описывать уже описанное, т.е. не буду приводить анализ причин торможения. Просто приведу
маленький апдейт ситуации.
За истекший месяц из позитивного случилось вот что.
Наш курирующий вице-премьер А.В. Дворкович пару дней назад
поставил окончательную точку в нашем затянувшемся споре
(Минсельхоз + Россельхознадзор + профильный департамент Правительства vs Минэкономразвития)
по поводу Проекта постановления Правительства Российской Федерации о
мониторинге районов промысла ВБР.
К счастью, Аркадий Владимирович поддержал нашу позицию и
теперь в близкое время это Постановление родится.
Это означает, что при ветеринарной сертификации морских
животных (исключая морских млекопитающих) и продукции из них будет в полный
рост использоваться подход, связанный с анализом рисков. В свою очередь, это
означает, что будут достаточно четко отнормированы случаи, когда для разрешения
перемещения (т.е. для оформления ветсертификата) ВБР и продукции из них не
будут требоваться лабораторные исследования каждой перемещаемой партии.
Этот механизм, в силу объективных обстоятельств, в полной
мере будет работать только в случае электронной сертификации, поскольку в
случае с нею Меркурий будет хранить полученные Росрыболовством, нами и
ветслужбами субъектов Российской Федерации данные о проведенных в предыдущем
году исследованиях безопасности ВБР, добытых в том или ином районе промысла, и
эти данные будут доступны любому сертифицирующему специалисту в любом месте.
Однако, в случае перемещения в пределах одного субъекта Российской Федерации и
при применении бумажной сертификации этот механизм вполне нормально может
работать.
Второй позитивный момент (правда не давший пока ожидаемого
результата) связан с нашей совместной работой с Минюстом России по
юридико-технической правке нашего центрального документа — новой (принципиально
новой, не побоюсь этого слова) редакции Правил ветеринарной сертификации. Эта
работа идет в конструктивном ключе (по крайней мере пока). Соответственно, есть
основания ожидать, что этот Приказ Минсельхоза России, подписанный недавно
нашим Министром, будет зарегистрирован Минюстом.
Тут хочу сакцентировать внимание хозяйствующих субъектов на
следующем обстоятельстве.
Немедленно с принятием данного приказа будет включен
механизм сертификации готовой продукции, подвергнутой стерилизующей (прогрев
или подобное) обработке либо упакованной производителем в герметичную тару, не
ветеринарными специалистами и автоматическому сертифицированию при интеграции
информационных систем хозяйствующих субъектов и Меркурия.
Между федеральными органами исполнительной власти достигнуто
согласие о том, что эти сертифицирующие специалисты получат такие права в
заявительном, а не в разрешительном порядке. Напоминаю, что сначала была идея
(наша это значит — Минсельхоз + Россельхознадзор, в том числе и моя) сделать
разрешительный механизм подобный тому, что будет сделан для ветврачей. Он
предполагал, что каждый кто желает получить такое право должен был бы сдавать
компьютерный экзамен (подобный тому, что делается на знание ПДД в ГАИ) на
знание основ той части ветзаконодательства, которая регламентирует
ветсертификацию, и на владение веб-интерфейсом Меркурия.
Против этого механизма выступал Минэк, аргументы которого
были сильны. Они были основаны на том, что раз в отношении этой группы товаров
электронная ветсертификация обеспечивает только их прослеживаемость
(происхождение, легальность производства и т.п.), то для ее осуществления не
требуется специальных знаний, а требуется только владение Меркурием. Если
человек Меркурием не владеет, то этого его проблемы (в смысле
производительности труда). При этом Меркурий не должен позволять недостаточно
подготовленному лицу наделать каких-нибудь глупостей или создать опасную
ситуацию.
В конце концов, наши коллеги из Минэка нас переубедили.
Так что готовьтесь. И, если вы предполагаете использовать
при сертификации труд такого рода персонала, то этот персонал должен быть
зарегистрирован в Меркурии и успеть приобрести хоть какие-то навыки работы в нем.
Больше ничего позитивного за месяц не произошло. Правда и
сильно негативного тоже.
Статистика оформления электронных ветеринарных
сопроводительных документов в марте 2016 в различных субъектах Российской
Федерации
Как уже было сказано выше, в целом статистика позитивная и
количество электронных ВСД растет от месяца к месяцу. Однако в различных
регионах этот процесс имеет разнонаправленный характер.
Имеется группа лидеров (см. Рис. 2).
Рис. 2. Субъекты Российской Федерации, где наиболее активно
велась работа по оформлению электронных ВСД в марте 2016.
Из Рис. 2 видно, что, по сравнению с данными за прошлый
месяц самые-самые — первые три места по России остались прежними и это
Челябинская, Вологодская и Кировская области. Внутри группы лидеров передвинулись
вперед: Архангельская область, обогнавшая Краснодарский край и Новосибирскую
область, Воронежская область, обогнавшая Ставропольский край и Республику Коми
и Липецкая область, обогнавшая Свердловскую область, Ставропольский край и
Республику Коми. В группу лидеров добавились два новых субъекта — Пермский край
и Волгоградская область. Причем, если Пермский край в группу лидеров
скромненько вошел, заняв предпоследнее место, то Волгоградская область в эту
группу буквально ворвалась, сразу заняв в ней 8 место с конца.
Ряд субъектов Российской Федерации имеет ограниченные успехи
в этом направлении. В каждом из них за месяц оформлено от одной до десяти тысяч
электронных ветеринарных сертификатов. Это: Астраханская, Белгородская, Ивановская,
Калининградская и Калужская области, Камчатский край, Курганская, Нижегородская,
Омская, Оренбургская и Псковская области, Республики Алтай, Башкортостан, Марий
Эл, Мордовия, Саха (Якутия) и Хакасия, Ростовская, Рязанская, Саратовская и Сахалинская
области, город Севастополь, Тверская, Тульская и Тюменская области, Удмуртская
Республика, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Чувашская Республика и Ямало-Ненецкий
АО.
Ряд субъектов не имеют заметного успеха, но какие-то работы
в этом направлении ведут. Это: Алтайский край, Амурская область, Еврейская АО,
Забайкальский край, Иркутская область, Кабардино-Балкарская и
Карачаево-Черкесская Республики, Магаданская область, город Москва, Ненецкий
АО, Пензенская область, Приморский край, Республики Адыгея, Бурятия, Дагестан,
Калмыкия и Карелия, Тамбовская и Ульяновская области.
Несколько субъектов Российской Федерации не вели освоения
электронной ветеринарной сертификации в марте как и в предыдущие месяцы. Это: Ленинградская,
Московская, Новгородская и Орловская области, Республики Ингушетия, Крым, Тыва
и РСО — Алания, Самарская область, город Санкт-Петербург, Томская область,
Чеченская Республика и Чукотский АО.
Хотя город Санкт-Петербург не оформлял электронные ВСД в
марте, но активно приступил к подготовительным работам по использованию
интеграционного шлюза в части синхронизации реестров хозяйствующих субъектов и
поднадзорных объектов своей субъектовой информационной системы и системы
«Меркурий».
Ситуация с количеством подготовленных пользователей Меркурия
— сотрудников госветслужб регионов следующая.
Группа лидеров (ранжирована в порядке убывания достижений): Краснодарский
край, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская и Кировская области, Красноярский
край, Липецкая, Новосибирская и Оренбургская области, Республика Татарстан, Саратовская и
Свердловская области, Ставропольский край и Ярославская область. По сравнению с
прошлым месяцем группа лидеров пополнилась Саратовской областью.
Группа аутсайдеров (ранжирована по алфавиту: ранжировать по
достижениям не возможно ввиду отсутствия достижений): Амурская область, Забайкальский
край, Иркутская область, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики,
Ленинградская, Магаданская и Московская области, Ненецкий АО, Новгородская, Орловская
и Пензенская области, Приморский край, Республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Карелия,
Крым, Северная Осетия — Алания и Тыва, Самарская область, город Санкт-Петербург,
Томская и Ульяновская области, Чеченская Республика и Чукотский АО. По
сравнению с прошлым месяцем группа аутсайдеров пополнилась Забайкальским краем
и Иркутской области, которые умудрились уменьшить свои и без того
микроскопические достижения прошлых месяцев. В то же время из группы аутсайдеров
в группу среднячков в марте перебрались Камчатский край, Москва и Тамбовская
область.
Остальные, естественно, являются среднячками.
Ситуация с процентом подготовленных пользователей Меркурия —
сотрудников госветслужб регионов от общего количества пользователей Меркурия
следующая.
По этому показателю в группу лидеров, как и за прошлый месяц
входят госветслужбы следующих регионов: Владимирской, Вологодской, Воронежской,
Калининградской, Кемеровской, Кировской и Костромской областей, Краснодарского
и Красноярского краев, Липецкой, Мурманской, Новосибирской и Оренбургской
областей, Республики Татарстан, Ростовской, Рязанской, Сахалинской, Тюменской и
Ярославской областей. В госветслужбах этих субъектов Российской Федерации 30 и
более процентов зарегистрированных пользователей ФГИС Меркурий являются его
активными пользователями (т.е., как минимум, умеют оформлять электронные
сертификаты). Группа лидеров пополнилась Республикой Дагестан. Группу лидеров
покинула Волгоградская область.
В группу аутсайдеров, как и в прошлом месяце входят госветслужбы:
Алтайского края, Амурской области, Ленинградской и
Московской областей, г. Москва, Ненецкого АО, Новгородской, Орловской и
Пензенской областей, Приморского края, Псковской области, Республик Адыгея,
Башкортостан, Ингушетия, Крым, Северная Осетия — Алания и Тыва, г.
Санкт-Петербург, Самарской, Томской, Ульяновской областей, Чеченской Республики
и Чукотского АО. В марте группа аутсайдеров пополнилась Республикой Карелия и
Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Саха (Якутия), Иркутской
областью, Забайкальской областью и Кабардино-Балкарской Республикой. В марте
группу аутсайдеров покинули Псковская и Ульяновская области.
Остальные, естественно, являются среднячками.
Статистика активности хозяйствующих субъектов — участников
оборота подконтрольных товаров в оформлении электронных ветеринарных
сопроводительных документов в феврале 2016 в различных субъектах Российской
Федерации
По состоянию на 14.04.2016 в Российской Федерации доступ к
ФГИС Меркурий для электронной сертификации имеют 308’704 физических и
юридических лица (месяц назад их было 274’642).
Из них 123’186 юридических лица (месяц назад их было 112’553),
45’029 индивидуальных предпринимателя и КФХ (месяц назад их было 36’982) и 140’493
физических лиц (месяц назад их было 125’107).
Из них лишь небольшая часть — примерно 18% (месяц назад было 15%)
реально участвует в электронной ветеринарной сертификации: всего 13’195
юридических и физических лица (месяц назад их было 11’422), из которых 5’090 —
это юридические лица (месяц назад их было 4’771), 2 464 индивидуальных
предпринимателя и КФХ (месяц назад их было 2’223) и 5 641 физических лица (месяц
назад их было 4’428).
Для сравнения: в ФГИС Меркурий зарегистрировано 22 068
пользователей — сотрудников ветеринарных служб субъектов Российской Федерации
(месяц назад их было 21’436) из них только 4’767 человек (чуть больше 21%)
реально оформляли электронные ветеринарные сертификаты (месяц назад их было 4’461
— чуть больше 20%).
Интеграционные проекты
Как мы уже сообщали ранее, в ФГИС Меркурий создан
универсальный шлюз для того, чтобы ФГИС Меркурий мог взаимодействовать со
сторонними информационными системами в ходе подготовки электронных ветеринарных
сертификатов.
Для того, чтобы сторонняя информационная система (это может
быть как ИС хозяйствующего субъекта, например ИС, где происходит оформление
товаросопроводительных документов, или может быть интегрированная ИС,
поддерживающая работу госветслужбы субъекта Российской Федерации) могла
работать с ФГИС Меркурий через этот универсальный шлюз, в ней самой должен быть
создан шлюз для обмена информацией с ФГИС Меркурий. В настоящее время несколько
таких интеграционных проектов осуществлено и несколько находятся на той или
иной стадии осуществления.
В прошлые месяцы завершили свои интеграционные работы и
ведут практическую работу по оформлению электронных ВСД через API-интерфейс:
ООО «Чебаркульская птица» из Челябинской области, ООО «Торговая
компания Деликат» из Мурманской области, ЗАО «Вологодский мясокомбинат»
из Вологды. За март интеграционные проекты завершили ООО
«Равис-птицефабрика Сосновская» (эта птицефабрика не только завершила
проект, но и стала лидером по оформлению электронных ВСД) из Челябинской
области и ООО «Магнитогорский птицеводческий комплекс».
В настоящее время ведут интеграционные проекты 48 субъектов
среди них:
Учреждения госветслужбы:
из Санкт-Петербурга — ГБУ «Санкт-Петербургская
горветстанция»,
из Ростовской области — ГБУ РО «Ростовская облСББЖ с ПО»,
из Челябинской области — Челябинское управление ветеринарии,
из Новосибирской области — ГБУ НСО «Управление
ветеринарии города Новосибирска».
Индивидуальные предприниматели:
из Камчатского края — ИП Бочуля Юрий Петрович,
из Костромской области — ИП Кривошеина Татьяна Викторовна,
из Челябинской области — ИП Чинькова Юлия Викторовна
Коммерческие компании:
— из Белгородской области — ЗАО «КапиталАгро»
— из Вологодской области — ООО «Авангард», ОАО
«Череповецкий мясокомбинат» и ЗАО «Вологодский мясокомбинат»,
— из Калининградской области — ООО «Вичюнай-Русь»,
— из Кемеровской области — ООО «Птицефабрика
Инская»,
— из Кировской области — ЗАО «Заречье плюс»,
— из Краснодарского края — ООО «XXI ВЕК-Сигма» и ОАО
«Сочинский мясокомбинат»,
— из Республики Коми — ОАО «Птицефабрика
Зеленецкая»,
— из Костромской области — ООО «Старт»,
— из Новосибирской области — ЗАО птицефабрика
«Октябрьская»,
— из Ленинградской области — ЗАО «Балтийский берег»,
— из Липецкой области — ООО «КЦ «Мерлетто»,
— из Республики Марий Эл — ЗАО «Йошкар-Олинский
мясокомбинат» и ООО «Птицефабрика Акашевская»,
— из Москвы — ООО «ДАНОН ТРЕЙД», ООО «МЕТРО кэш
энд керри», ООО «БалтКо», ООО «ТК «Мираторг», ОАО
«Черкизовский мясоперерабатывающий завод» и ЗАО «Т и К
ПРОДУКТЫ»,
— из Московской области — X5 Retail Group,
— из Мурманской области — ООО «МПЗ Окраина», ООО
«Мир Мороженого», ООО «ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ «ДЕЛИКАТ» и
ООО Агама,
— из Орловской области — ООО «Знаменский СГЦ»,
— из Ростовской области — ЗАО «Атрус»,
— из Свердловской области — ООО «Доброгост»,
— из Республики Татарстан — ООО «Продзаказ»,
— из Тверской области — ОАО «Птицефабрика
Верхневолжская»,
— из Смоленской области — ООО СП «Норли-Т»,
— из Челябинской области — ООО «Магнитогорский
птицеводческий комплекс», ООО «Нагайбакский птицеводческий
комплекс», ООО МПК «Ромкор» и ООО «Племенной Конный завод
«Дубровский»,
— из Республики Чувашия — ООО «Ядринский мясокомбинат
Чувашпотребсоюза».
Продолжаются интеграционные проекты с некоторыми IT-компаниями
с Март-Инфо из Москвы и Барс из Татарстана. В их ходе идет интеграция готовых
решений этих компаний, с которыми они выходят на рынок.
За последнее время нами заключены соглашения о
взаимодействии с компанией 1С (представлять эту компанию, полагаю, не надо) и
СтартАп-Фабрик (мобильные решения).
Ожидается в близкое время заключение соглашения о совместных
работах с компанией Корус Консалтинг — авторизованным партнером компании SAP
CIS, являющейся подразделением крупной компании SAP SE. По завершении
интеграционного проекта компании — клиенты SAP — систем получат свои готовые
решения с интегрированным в них модулем взаимодействия с ФГИС Меркурий.
Начаты также совместные интеграционные проекты с целью
международной электронной ветеринарной сертификации Меркурий (Россия) — Трейсис
(Евросоюз) и Меркурий (Россия) — eCert (Новая Зеландия).
Заключение
Таким образом, как и в предыдущие месяцы, ситуация с
внедрением электронной ветеринарной сертификации, сложившаяся в начале 16-го
года внушает сдержанный оптимизм.
Активность работ в этом направлении растет в разрезе
субъектов Российской Федерации, в разрезе отраслей производства-оборота, в
абсолютных величинах.
Растет число подготовленных пользователей, которые могут
осуществлять ветеринарную сертификацию в электронном виде.
Однако, темпы внедрения остаются недостаточными. Вероятно,
это связано с ожиданием бизнес-сообществом принятия некоторых из упомянутых
подзаконных актов, в первую очередь — Постановления Правительства о порядке
аттестации ветеринарных специалистов и Приказа Минсельхоза России об аттестации
неветеринарных специалистов для осуществления ими ветеринарной сертификации
готовой продукции.
Вместе с тем продолжается ожесточенное сопротивление
СоюзМолоко и Национального союза мясопереработчиков внедрению прослеживаемости
готовой продукции на основе электронной ветеринарной сертификации.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию