- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О Регламенте Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции»
О Регламенте Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции»
Вниманию Главных Госветинспекторов
Субъектов и районов Российской Федерации,
Руководителей Терупров Россельхознадзора
Уважаемые коллеги,
Осталось совсем не много времени до вступления в силу Регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции».
Этот нормативный документ содержит ряд новаций, которые нам необходимо будет исполнять, и ряд новаций, за исполнением которых нам нужно будет надзирать.
Среди этих новых норм права содержатся некоторые, которые, являясь вполне резонными с нашей, профессиональной точки зрения, существенно изменяют отдельные, но очень важные стороны нашей деятельности.
Причем в ряде случаев для того, чтобы эти нормы исполнялись на практике, необходима не только технологическая перестройка нашей с вами работы, но и структурные преобразования в производстве.
К некоторым из таких норм я и хотел бы привлечь ваше внимание.
Итак, в п.2 Статьи 3 говорится:
«Настоящий технический регламент не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.»
В этом тексте выделены слова, в соответствии с которыми точно указывается, что вся пищевая продукция животного происхождения, где бы она не производилась (с/х предприятия промышленного типа, товарные фермы, КФХ, ЛПХ), может быть выпущена в обращение (отметим, что реализация продукции животного происхождения на продрынках — «колхозных» рынках также является выпуском в обращение) только если она соответствует требованиям данного ТРа и других связанных ТРов.
Само понятие «пищевая продукция» в ТРе определено следующим образом:
«пищевая продукция — продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье;»
Из этого определения следует, что любая продукция животного происхождения (начиная от туш и тушек до продуктов любой степени переработки), выпускаемая в обращение, должна соответствовать требованиям данного ТРа как к ней самой, так и к процессам ее производства.
Следует обратить внимание на норму права, установленную п.1 Статьи 10, который гласит:
«2. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.»
Причем, необходимо отметить, что и эта статья устанавливает универсальное требование иметь систему ХАССП в хозяйствах любой формы собственности, которые осуществляют выпуск продукции животного происхождения в обращение.
Весьма важны нормы права, если говорить о продукции животного происхождения, установленные Статьей 19., которая называется «Требования к процессам получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения».
Ее первый пункт гласит: «Убой продуктивных животных производится в специально отведенных для этой цели местах».
Это означает, что продукция животного происхождения, полученная путем подворного убоя, не может быть выпущена в обращение. Такая норма существенно меняет режим работы сертифицирующих ветеринарных врачей в сельской местности.
Этот же первый пункт устанавливает следующую норму: «На производственных объектах, производящих убой, должны соблюдаться гигиенические и ветеринарно-санитарные требования по содержанию и эксплуатации производственных объектов по производству (изготовлению) мяса и мясной продукции, направленные на обеспечение выпуска безопасной пищевой и непищевой продукции, а также на предупреждение возникновения недопустимого риска».
Это означает, что убой должен осуществляться на специально созданных для этой цели объектах инфраструктуры, которые должны соответствовать нормам безопасности и, что весьма важно, требованиям по документированию и требованиям по обеспечению прослеживаемости происхождения сырья (т.е. в данном случае – живых животных, направляемых на убой).
Такая норма, в частности, предполагает обязательную идентификацию животных и отслеживание их перемещений, которые должны фиксироваться документально. Она предполагает также документально фиксируемое прослеживание мяса (мясо – любая съедобная часть туши животного) до животного, от которого мясо получено.
Пункт 3 Статьи 19 устанавливает еще одно важное требование: «Не допускается направлять на убой для использования на пищевые цели продуктивных животных, обработанных препаратами для защиты от насекомых, и (или) в отношении которых применялись лекарственные средства для ветеринарного применения, предназначенные для откорма, лечения, профилактики заболеваний, до истечения сроков ожидания их выведения из организма продуктивных животных.»
Для реализации этого требования необходимо документирование всех ветеринарных обработок продуктивных животных, продукты убоя которых выпускаются в обращение и предназначенных в пищу людям.
Необходимо также обратить внимание на нормы, вводимые Статьей 34: «Государственной регистрации подлежат производственные объекты, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, а именно следующие процессы производства (изготовления) пищевой продукции:
а) убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка) продуктов убоя продуктивных животных и птицы для производства (изготовления) пищевой продукции;
б) прием сырого молока, сырых сливок и сырого обезжиренного молока и (или) их переработка (обработка) при производстве (изготовлении) молочной продукции;
в) производство (изготовление) и переработка (обработка) яиц сельскохозяйственной птицы и продуктов их переработки;
г) производство (изготовление) и переработка (обработка) продукции аквакультуры и улова водных биологических ресурсов (нерыбные объекты промысла), за исключением продукции растительного происхождения.»
Иными словами, все убойные предприятия, все предприятия по сбору молока, яиц, рыбы, других водных животных, должны быть официально зарегистрированы, иначе не только продукция животного происхождения, произведенная ими, не может быть выпущена в обращение, но и предприятия этого типа не могут начать (продолжать) свою деятельность.
Перечисленные и некоторые иные, введенные данным ТРом нормы права, принципиально меняют ситуацию с производством продукции в ЛПХ и КФХ. Причем, сами владельцы ЛПХ и КФХ, полагаю, не будут готовы к таким изменениям в своей деятельности.
Учитывая, что в ряде секторов производства и регионов России в хозяйствах этого типа производится до 80% пищевой продукции животного происхождения, очень важна активная позиция местных властей, поскольку без них непременно возникнут очень серьезные проблемы с обеспечением в этих регионах продовольствием некоторых типов, являющихся привычными для потребителя. Полагаю, что эта активная позиция местных властей, по крайней мере, в большинстве регионов, может быть лишь в том случае, если вы, уважаемые коллеги, ее инициируете.
Прошу обратить внимание также и на то, что все отмеченные выше нормы права – это нормы права, определяющие безопасность продукции. Поэтому они должны учитываться при проведении ветеринарной сертификации. Их выполнение должно быть обеспечено, и это должно быть подтверждено документально. В противном случае ветеринарная сертификация такой продукции не должна осуществляться.
В связи с этим прошу:
Главных госветинспекторов субъектов Российской Федерации сообщить о том, как в соответствующем регионе решены отмеченные выше вопросы и сообщить об этом в Россельхознадзор.
Руководителей Терупров Россельхознадзора сообщить о готовности в соответствующем регионе инфраструктуры, местной нормативной базы и персонала госветслужбы субъекта Российской Федерации к решению отмеченных выше вопросов.
Данную информацию прошу направить в Россельхознадзор в срок до 30 июня с.г.
С наилучшими пожеланиями,
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию