- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О работе Россельхознадзора по инициированию изъятия земель сельскохозяйственного назначения
О работе Россельхознадзора по инициированию изъятия земель сельскохозяйственного назначения
Россельхознадзор в
соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» совместно с уполномоченными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществляет, в рамках своих полномочий,
деятельность по инициированию процедуры принудительного изъятия неиспользуемых
или ненадлежащим образом используемых земель сельскохозяйственного назначения
для последующего их вовлечения в сельскохозяйственный оборот. Здесь важно
отметить, что территориальные управления Россельхознадзора, в части своей компетенции,
являются ключевым звеном по выявлению и документарному оформлению нарушений,
связанных с ненадлежащим использованием и неиспользованием сельскохозяйственных
земель.
Согласно данным
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации («Доклад о состоянии и
использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2015
году», опубликованном на официальном сайте Минсельхоза России) земли
сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2016 года составляют 383,7
млн. га (22,4% от всего земельного фонда Российской Федерации). Из них по данным,
представленным субъектами Российской Федерации, общая площадь неиспользуемых
земель составляет 39,4 млн. га (10,3% от общей площади земель
сельскохозяйственного назначения).
Осознавая значимость
вовлечения в сельскохозяйственный оборот такой значительной площади земель, необходимо
подчеркнуть исключительную важность роли властей субъектов РФ и муниципальных
образований в этом процессе. Так как, в первую очередь, именно они должны
выражать заинтересованность в изъятии для последующего вовлечения в оборот
неиспользуемых или ненадлежащим образом используемых земель
сельскохозяйственного назначения и информировать территориальные управления
Россельхознадзора о таких земельных участках.
Однако промежуточные итоги совместной работы территориальных
управлений Службы и органов власти субъектов РФ в данном направлении, к
сожалению, демонстрируют отсутствие заинтересованности, так сказать, спроса на
сельскохозяйственные земли со стороны последних.
Так, за период с 2015 — 9 мес. 2016 года, по данным территориальных
управлений Россельхознадзора, поступило порядка 640 обращений органов власти и муниципальных
образований от 70 из 82 (не учитывая 3 города федерального значения и Республику
Крым) субъектов РФ по вопросам неиспользования или ненадлежащего использования земель
сельскохозяйственного назначения общей площадью порядка 690 тыс. га, из которых
только лишь в 53 случаях (27 из 70 обратившихся субъектов РФ) в отношении
земель общей площадью более 150 тыс. га упоминается заинтересованность органов
власти субъектов РФ в изъятии данных земель с целью последующего их вовлечения
в сельскохозяйственный оборот, в частности:
1. В Сибирском федеральном округе (общая площадь
неиспользуемых сельхозземель — 10,7 млн. га) — 165 обращений в отношении
сельхозземель площадью 69,8 тыс. га, из которых только лишь в 2 случаях в
отношении земель общей площадью 702,6 га упоминается заинтересованность органов
власти субъектов в изъятии и вовлечении в оборот данных земель. При этом
следующие субъекты Сибирского ФО не выразили такой заинтересованности:
Республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский, Красноярский, Забайкальский края,
Томская, Омская, Иркутская, Кемеровская области.
2. В Приволжском федеральном округе (общая площадь
неиспользуемых сельхозземель — 7,5 млн. га) — 163 обращения в отношении
сельхозземель площадью 277,6 тыс. га, из которых только в 6 случаях в отношении
земель общей площадью 50,4 тыс. га упоминается заинтересованность органов
власти субъектов в изъятии и вовлечении в оборот данных земель. При этом
следующие субъекты Приволжского ФО не выразили такой заинтересованности:
Республики Мордовия, Татарстан, Удмуртская Республика, Марий Эл, Пермский край,
Самарская, Кировская, Нижегородская области.
3. В Центральном федеральном округе (общая площадь
неиспользуемых сельхозземель — 5,8 млн. га) — 116 обращений в отношении
сельхозземель площадью 261 тыс. га, из которых в 14 случаях в отношении земель
общей площадью 101,3 тыс. га упоминается заинтересованность органов власти
субъектов в изъятии и вовлечении в оборот данных земель. При этом следующие
субъекты Центрального ФО не выразили такой заинтересованности: Костромская,
Ивановская, Орловская, Курская, Рязанская, Тверская Липецкая, Ярославская
области.
4. В Северо-Западном федеральном округе (общая площадь
неиспользуемых сельхозземель — 5,1 млн. га) — 34 обращения в отношении
сельхозземель площадью 380 га. При этом лишь 7 обращений, в котором субъект
выражает заинтересованность в изъятии и вовлечении в оборот. Следующий субъект
Северо-Западного ФО не выразил такой заинтересованности: Псковская область.
5. В Дальневосточном федеральном округе (общая площадь
неиспользуемых сельхозземель — 3,7 млн. га) — 59 обращений в отношении
сельхозземель площадью 21,4 тыс. га, лишь 1 обращение, в котором субъект
выражает заинтересованность в изъятии и вовлечении в оборот. При этом следующие
субъекты Дальневосточного ФО не выразили такой заинтересованности: Республика
Саха (Якутия), Приморский, Камчатский края, Сахалинская, Амурская области.
6. В Уральском федеральном округе (общая площадь
неиспользуемых сельхозземель — 3,3 млн. га) — 23 обращения в отношении
сельхозземель площадью 21,8 тыс. га, ни один из субъектов Уральского ФО
(Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области) в своём обращении не
выразили заинтересованность в изъятии и вовлечении в оборот данных земель.
7. В Южном федеральном округе (общая площадь неиспользуемых
сельхозземель — 3,0 млн. га) — 71 обращение в отношении сельхозземель площадью
36,4 тыс. га, из которых только в 23 случаях в отношении земель общей площадью 4,2
тыс. га упоминается заинтересованность органов власти субъектов в изъятии и
вовлечении в оборот данных земель. При этом следующие субъекты Южного ФО не
выразили такой заинтересованности: Республика Калмыкия, Краснодарский край,
Астраханская область.
8. В Северо-Кавказском федеральном округе (общая площадь
неиспользуемых сельхозземель — 265,8 тыс. га) — 6 обращений в отношении
сельхозземель площадью 31 га, ни один из субъектов Северо-Кавказского ФО
(Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Ставропольский край) в
своём обращении не выразили заинтересованность в изъятии и вовлечении в оборот
данных земель.
Таким образом, в территориальные управления Службы поступила
информация от субъектов РФ о 688 тыс. га, что составляет 1,7% от 39,4 млн. га
неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения по всей стране. Все
обращения были рассмотрены в установленном порядке. Более того, работа по
выявлению таких земель и инициированию изъятия для последующего вовлечения в
сельскохозяйственный оборот ведётся Россельхознадзором в части компетенции на
постоянной основе.
И здесь крайне важно обратить внимание на сложность и
длительность самой процедуры изъятия земель. Напоминаем, что территориальные
управления Россельхознадзора, в части своей компетенции, направляют материалы, подтверждающие
неустранение выявленных правонарушений, связанных с неиспользованием и ненадлежащим
использованием сельскохозяйственных земель, в уполномоченные органы субъектов
РФ, которые, в свою очередь, направляют материалы в суды с требованием об
изъятии таких земельных участков и об их продаже с публичных торгов.
Так, на текущий момент Службой в уполномоченные органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации были переданы материалы по
1034 земельным участкам, неиспользуемым или используемым с нарушением
требований земельного законодательства, на общей площади 49,4 тыс. га.
По информации, полученной от уполномоченных органов
субъектов, ими в суды было направлено 429 материалов дел для изъятия земель площадью
35,1 тыс. га.
208 материалов дел в отношении земель площадью 13,2 тыс. га
не были переданы Уполномоченными органами в суды. Основными причинами по их
сведениям являются:
— переход права собственности на земельные участки к другим
лицам на момент поступления материалов дел в уполномоченные органы;
— экономическая нецелесообразность изъятия земель в связи с
их значительной удаленностью от населенных пунктов, отсутствием подъездных
путей, инженерных коммуникаций, а также низкого сельскохозяйственного
потенциала;
— начало осуществления собственником земельного участка сельскохозяйственной
деятельности.
По результатам рассмотрения судами исковых заявлений об
изъятии земель сельскохозяйственного назначения было вынесено 161 решение об
удовлетворении требований об изъятии земель общей площадью 8,5 тыс. га и 147
решений об отказе — в отношении земель площадью 20,9 тыс. га. Остальные дела
находятся на рассмотрении в судах. Следует отметить, что частой причиной
отказов в удовлетворении исковых заявлений является переход права собственности
на земельные участки к другим лицам.
Таким образом, в результате всей проведённой работы состоялось
всего лишь 7 публичных торгов по продаже земельных участков на площади 1,1 тыс.
га, при этом 37 публичных торгов по продаже земельных участков признаны не
состоявшимися по причинам, о которых уполномоченные органы субъектов РФ в
Россельхознадзор не сообщили. 30 публичных торгов по продаже земельных участков
на момент представления информации находились в процессе проведения. По
результатам проведенных торгов 6 земельных участков общей площадью 415,5 га
были вовлечены в сельскохозяйственный оборот.
Справедливости ради, следует отметить, что наиболее
эффективное взаимодействие уполномоченных органов с территориальными управлениями
Россельхознадзора по данному вопросу было отмечено в следующих субъектах РФ:
— Ульяновская область (10 из 11 исковых требований об
изъятии земель были судами удовлетворены, вовлечены в сельскохозяйственный
оборот земли площадью 36 га);
— Республика Татарстан (9 из 13 исковых требований удовлетворены,
вовлечены в сельскохозяйственный оборот земли площадью 329 га);
— Псковская область (5 из 9 исковых требований
удовлетворены, вовлечены в сельскохозяйственный оборот земли площадью 50 га).
В следующих субъектах РФ работа в данном направлении проводится
неосновательно:
— Республика Дагестан (результаты работы отсутствуют, при
этом Россельхознадзором были переданы материалы для изъятия земель площадью 3,9
тыс. га).
— Волгоградская область (результаты работы отсутствуют, при
этом Россельхознадзором были переданы материалы для изъятия земель площадью 5,4
тыс. га).
— Архангельская область (Россельхознадзор направил
материалов дел по изъятию земель площадью 106 га, при этом результаты работы по
ним отсутствуют).
— Пензенская область (результаты работы отсутствуют, при
этом Россельхознадзором были переданы материалы для изъятия земель площадью 11
га).
На данный момент, руководствуясь изложенным, а также в целях
повышения эффективности реализации норм Федерального закона от 24.07.2002 №
101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Россельхознадзором в
адрес соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов
РФ направлены письма о необходимости активизации их работы по взаимодействию с
территориальными управлениями Службы в части изъятия неиспользуемых или
ненадлежащим образом используемых земель сельскохозяйственного назначения для
последующего их вовлечения в сельскохозяйственный оборот.
Кроме того, Россельхознадзором аналогичные письма направлены
и в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации в
федеральных округах.
Работа Россельхознадзора в указанном направлении продолжается.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию