- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О проведении в Россельхознадзоре заседания круглого стола по внезапно возникающим болезням
О проведении в Россельхознадзоре заседания круглого стола по внезапно возникающим болезням
В работе Круглого стола приняли участие генеральный директор
Международного эпизоотического бюро (МЭБ) Бернар Валла, почетный президент
Комиссии МЭБ Европы и региональный представитель МЭБ по странам Восточной
Европы Никола Белев, заместитель руководителя Россельхознадзора Евгений Непоклонов, руководители ветеринарных служб Белоруссии, Казахстана, Украины,
Латвии, Литвы, Эстонии, Испании, Италии, Франции, Литвы и Финляндии, ученые,
руководящие сотрудники центрального аппарата Россельхознадзора.
Открывая заседание Круглого стола, Никола Белев в своем докладе о необходимости соответствия национальных ветеринарных служб международным стандартам МЭБ, отметил, что эффективность работы таких служб зависит от успешности внедрения принципов этического, организационного и технического характера. Ветеринарные службы, подчеркнул Никола Белев, должны быть компетентны, независимы, беспристрастны, неподкупны и объективны. Это делает необходимым создание системы непрерывного обучения ветеринарных специалистов для обеспечения высокого уровня их квалификации для компетентной оценки возникающих ситуаций и принятия оптимальных решений. Весьма важно, чтобы система гарантировала отсутствие давления на ветеринарную службу со стороны торговых, финансовых, политических и других кругов, которые могли бы повлиять на характер принимаемых ими решений. Любые случаи нарушения налогового законодательства, коррупции или обмана со стороны сотрудников ветеринарной службы должны незамедлительно пресекаться. В соответствии с принципами МЭБ, центральная федеральная служба, находящаяся в подчинении правительства, должна иметь в своей структуре подразделения по обеспечению здоровья и благополучия животных, пищевой безопасности продукции животного происхождения, пограничного ветеринарного контроля, контроля использования ветеринарных препаратов, международных связей, научного сотрудничества и анализа риска, а также административный отдел. В региональных отделениях ветеринарной службы достаточно наличие отделов охраны здоровья и благополучия животных, пищевой безопасности, пограничного контроля и административного отдела. Эта структуру призвана обеспечивать выполнение двуединой задачи по эпизоотологической защите территории и обеспечению безопасности продукции животного происхождения. Приоритетным при выполнении этой задачи является раннее обнаружение факторов риска и соответствующая оперативная реакция. Большое значение при этом имеет наличие сети современных диагностических лабораторий и центров, работающих в тесном контакте со структурами МЭБ. Для того, чтобы эта работа была по-настоящему эффективна, абсолютно необходима современная система национальной идентификации и регистрации животных. Все это необходимо не только для защиты от болезней животных, но и человека. Никола Белев в этой связи напомнил, что список инфекционных болезней включает в себя более 250 нозологических единиц, требующих проведения специальных мероприятий. Экономические потери, нанесенные эпизоотиями, в животноводстве развивающихся стран составляют 40%, а в развитых — 20%. Только прямые потери Великобритании Великобритании от вспышки губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота составили 4,5 млрд. долларов США, а непрямые до 12 млрд. долларов. Вспышка ящура 2001 года привела к вынужденному убою почти 6 млн. голов крупного рогатого скота, прямые потери достигли 10 млрд. долларов, общие — 30 млрд. долларов. При следующей вспышке, в 2007 году, ущерб вырос до 63 млн. долларов. Вспышка ящура в Тайване нанесла ущерб в 7 млрд. долларов. Вспышка гриппа птиц в Индонезии привела к потерям, оцениваемым в 32,5 млрд. долларов. Растут потери от вспышек бешенства, катаральной лихорадки овец, классической чумы свиней. Африканская чумы свиней в России принесла потери в два миллиарда долларов. Серьезные опасения в Европе в текущем году вызывает рост резистентности микроорганизмов к антибиотикам, недостаточная эффективность контроля безопасности продукции, рост заболеваемости зоонозами и рисков, связанных с экзотическими для Европы заболеваниями — африканской чумой свиней, болезнью, вызываемой вирусом Шмалленберг, лихорадкой Западного Нила, и т.п. По данным ВТО, потери от острых инфекционных заболеваний в мире составляют 200 млрд. долларов в год. МЭБ в связи с серьезностью сложившейся ситуации призвало правительства стран-членов принять все необходимые меры для создания единых государственных ветеринарных служб, способных гарантировать осуществление необходимых мероприятий для защиты животных от острых инфекционных заболеваний и обеспечения высокого уровня безопасности продукции животноводства.
Сотрудник подведомственного Россельхознадзору Федерального центра охраны здоровья животных Александр Кононов выступил с презентацией об угрозе заноса и распространения векторных болезней в Европе. Он отметил, в частности, что основными факторами, способствующими распространению векторных инфекций, являются резко возросшие объемы международной торговли с перемещением колоссальных количеств поднадзорной продукции, потоки пассажиров. Крайне опасным фактором является и растущая угроза биотерроризма. Свою лепту в создание благоприятных условий для распространения заболеваний вносит и глобальное изменение климата. Большое значение для прогнозирования возможного дальнейшего распространения болезней, включая векторные, имеет анализ путей миграции перелетных птиц, а также ареала распространения мокрецов. Александр Кононов привел анализ путей заноса вируса блютанга различных серотипов на территорию Европы — из Северной Африки и Малой Азии. Опасения вызывает и распространение другого векторного заболевания, лихорадки Западного Нила. В США, напомнил Александр Кононов, лишь за три года, с 2001 по 2004 год, возбудитель заболевания распространился по всей стране. Бездумная «либерализация» международной торговли с отменой или ослаблением ветеринарного контроля чревата распространение других опасных векторных заболеваний, таких, как африканская чума лошадей, лихорадка Денге, Конго-Крымская геморрагическая лихорадка, лихорадка Рифтовой Долины.
Комментируя выступление Александра Кононова, Евгений Непоклонов отметил высокие риски, связанные с бесконтрольным перемещением крупных объемов растительной продукции и сопутствующим распространением насекомых-переносчиков опасных вирусов, вызывающих болезни животных. В частности, он отметил, что центрами распространения вирусных инфекций являются крупнейшие европейские порты — Роттердам и Гамбург. Увеличению рисков при этом несомненно способствовала передача государственных функций в области фитосанитарного контроля в Нидерландах четырем частным фирмам — при том, что через эту страну проходят огромные объемы срезов цветов и другой растительной продукции. Отсутствие должного контроля при импорте растительной продукции на территорию Евросоюза усугубляется крайне низкой эффективностью работы ветеринарных служб некоторых европейских стран, в частности, Германии. Проверки показали, что гарантии германской ветеринарной службы в отношении предприятий-поставщиков поднадзорной продукции, были обеспечены не более чем на 50-60%. Во многом, это — результат разделенности ветеринарной службы на федеральный и в значительной степени автономный уровень федеральных земель. В этой связи абсолютно оправданы рекомендации МЭБ относительно необходимости создания единых и дееспособных национальных ветеринарных служб. Обеспокоенность вызывает и отсутствие ясного понимания угроз и механизма их предотвращения со стороны общеевропейской ветеринарной службы, благодаря бездействию которой произошло стремительное распространение вируса Шмалленберг по территории всего Евросоюза.
Бернар Валла заметил, что проблема возникающих заболеваний — проблема крайне непростая. Переносчики заболевания распространяются разными путями, например, документально доказан перенос мокрецов ветром из Туниса в Сардинию, а также перемещение насекомых с туристическим транспортом. В отношении вируса Шмалленберг Бернар Валла предложил провести обсуждение мер по борьбе с ним на заседании научной комиссии МЭБ. Он заметил, что существует противодействие предложению России о внесении заболевания, вызываемого этим вирусом, в список заболеваний, обязательных для нотификации МЭБ. Представители Белоруссии и Казахстана поддержали предложение России.
В презентации о ситуации с распространением африканской чумы свиней в России заведующий Информационно-аналитическим центром подведомственного Россельхознадзору Федерального центра охраны здоровья животных Сергей Дудников напомнил, что до 2007 года вблизи континентальной Европы существовала лишь одна эндемичная зона заболевания — на острове Сардиния. Ситуация изменилась в 2007 году, со вспышкой африканской чумы свиней в грузинском портовом городе Поти. Возникла угроза для Закавказья и Южной России. До 2011 года заболевание, охватив Закавказье распространялось на юг — на территорию Турции, Ирака и Ирана, на север, на Северный Кавказ России. В 2011 году ситуация резко изменилась, с образованием на севере Европейской России вторичного эндемичного очага африканской чумы свиней. В 2012 году произошла первая вспышка заболевания на территории Украины. Возникла реальная угроза заноса вируса африканской чумы свиней на территорию Евросоюза — северным путем, через Белоруссию и страны Балтии, и южным, через Украину и Румынию. В Закавказье усилилась угроза дальнейшего распространения заболевания по Иранскому нагорью. При анализе ситуации официальные данные о вспышках заболевания были дополнены данными эпидемиологической разведки, которая выявила как необъявленные вспышки в Закавказье, так и два кластера природного резервуара инфекции в Северном Иране, где имеются два ареала обитания клещей, средиземноморского, Erraticus, и центральноазиатского, Tholozani.
Комментируя презентацию Сергея Дудникова, Евгений Непоклонов отметил, что особый риск распространения африканской чумы свиней в России связан с наличием значительного числа частных хозяйств с крайне низким уровнем биологической защиты — на их долю приходится 46% вспышек заболевания, тогда как на кабанов — 32%, а на коммерческие фермы — 16%. В Краснодарском крае, напомнил он, перелома в борьбе с африканской чумой свиней удалось добиться лишь после того, как число свиней, содержащихся в личных подсобных хозяйствах, снизилось с одного миллиона до 30 тысяч голов. Он также заметил, что основным препятствием в борьбе с африканской чумой свиней в России является раздробленность государственной ветеринарной службы. При этом России нужна не только дееспособная в отношении борьбы с эпизоотиями единая ветеринарная служба, построенная в соответствии с принципами и рекомендациями МЭБ, но служба, способная эффективно контролировать безопасность всей продукции животного происхождения на всем ее пути от поля до прилавка.
Научный сотрудник подведомственного Россельхознадзору Федерального центра охраны здоровья животных Алексей Мищенко посвятил свое выступление анализу ситуации с распространением ящура. С начала 2000-х годов на территории России произошло несколько вспышек ящура в пограничных с Китаем и Монголией регионах. В настоящее время в мире сформировалось два крупных эндемических пула ящура — в регионе Китай-Монголия-Корея, и в Средней Азии, с центром в Киргизии. Серьезную опасность представляет и наличие менее крупного пула в Закавказье, с включением северных регионов Турции и Ирана . В этой связи представляется целесообразным создание буферной по ящуру зоны на юге России и в Закавказье. Для защиты благополучия России в дальневосточном регионе целесообразно поддержание ранее созданной буферной зоны на территории Монголии. Для Центрально-Азиатского региона должна быть создана специальная международная программа по борьбе с ящуром. Эффективная борьба с ящуром возможна лишь при координации усилий национальных ветеринарных служб со стороны МЭБ при участии ФАО, а также, принимая угрозу для Евросоюза, при деятельном участии Еврокомиссии.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию