- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О предварительных итогах работы Россельхознадзора по изучению системы обеспечения гарантий безопасности при выращивании убойных свиней и их поставках на территорию ТС из Эстонии
О предварительных итогах работы Россельхознадзора по изучению системы обеспечения гарантий безопасности при выращивании убойных свиней и их поставках на территорию ТС из Эстонии
В период с 26 февраля по 07 марта 2012 года по согласованию с компетентными органами Республик Беларусь и Казахстан специалистами Россельхознадзора в Эстонии проведено изучение системы обеспечения гарантий безопасности при выращивании убойных свиней и их поставках на территорию государств-членов Таможенного союза. В ходе работы специалисты посетили Ветеринарно-продовольственную службу Эстонии, Тартуский ветеринарный центр, Тартускую ветеринарно-пищевую лабораторию, провели инспекцию 6 эстонских ферм по выращиванию убойных свиней.
Мероприятие проводилось с участием представителей центрального аппарата и ветеринарных специалистов уездов эстонской ветеринарной службы, уполномоченных проводить контроль (надзор) за соблюдением требований ветеринарного законодательства.
Специалисты Россельхознадзора руководствовались следующими правовыми основами:
— Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 834;
— рекомендациями стандартов комиссии «Кодекс Алиментариус» (Система контроля и сертификация импорта и экспорта пищевых продуктов», методическими указаниями по структуре, функционированию, оценке и аккредитации систем контроля и сертификации импорта и экспорта пищевых продуктов, методическими указаниями по проведению оценки и проверки импортирующей страной систем контроля и сертификации экспортирующей страны);
— «Ветеринарно-санитарным кодексом наземных животных», МЭБ 2011 г.,
— законодательством Российской Федерации;
— решениями Комиссии Таможенного Союза.
В ходе проведенной работы установлено следующее.
Элементом системы обеспечения гарантий безопасности при выращивании убойных свиней в Эстонии и их поставках на территорию государств- членов Таможенного союза является ветеринарная и продовольственная служба Эстонии. Структура ветеринарной и продовольственной службы Эстонии состоит из 4 профильных отдела, в состав которых входят несколько бюро и один общий:
— отдел по защите животных, здоровья животных и кормов
- бюро защиты здоровья животных;
- бюро защиты животных;
- бюро кормов;
— отдел продуктов питания
- бюро розничной торговли, органического сельского хозяйства и продуктов не животного происхождения;
- бюро продуктов животного происхождения.
— отдел по управлению рынка и разведению сельскохозяйственных животных
- бюро по разведению сельскохозяйственных животных;
- бюро генетических ресурсов;
- бюро по управлению рынка;
- бюро по алкоголю.
— отдел торговли, экспорта и импорта
- бюро мониторинга и контроля;
- бюро ветеринарного и пищевого контроля пограничного пункта Лухамаа;
- бюро ветеринарного и пищевого контроля пограничного пункта Нарвы;
- бюро ветеринарного и пищевого контроля пограничного пункта Кондула;
- бюро ветеринарного и пищевого контроля пограничного пункта Мууга и Палдиски;
— общий отдел
- бюро бухгалтерии;
- бюро по бюджету;
- кадровое бюро;
- административное бюро;
- бюро информатики.
Кроме того, в структуру входят 15 ветеринарных центров, расположенных в 15 уездах республики – Харюмаа, Хиюмаа, Ида-Вирумаа, Ярвамаа, Йыгевамаа, Ляянемаа, Ляне — Вирумаа, Пылвамаа, Рапламаа, Пярнумаа, Сааремаа, Тартамаа, Валгамаа, Вильяндимаа, Вырумаа.
Возглавляет службу Генеральный директор Аго Пяртель, у которого имеются два заместителя и юрист.
Служба находится в непосредственном подчинении Министерства сельского хозяйства Эстонии.
Реализация, возложенных на службу полномочий в области ветеринарии осуществляется ветеринарными центрами, расположенными в 15 уездах Республики и 4 Ветеринарными продовольственными лабораториями, расположенными в городах Тарту, Таллин, Раквере и Сааремаа.
Штатная численность службы составляет 340 единиц государственных специалистов, из которых 70 находятся в центральном аппарате, остальные в уездах.
Кроме того, 126 частных ветеринарных врачей работают в фермерских хозяйствах по контракту, заключенному с государственной ветеринарной службой.
Наличие требований ТС на проверенных фермах.
На проверенных фермах отсутствуют ветеринарные требования ТС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза убойных свиней.
В уездных ветеринарных центрах Требования имеются в электронном виде на русском языке без перевода на эстонский.
Эпизоотический мониторинг.
В целях мониторинга и контроля эпизоотической ситуации в Эстонии ежегодно утверждается Государственная Программа по борьбе и профилактике эпизоотий. Указанная программа не предусматривает проведение исследований убойных свиней.
Выборочно исследуется только маточное поголовье (свиноматки и хряки). Пробы отбираются в количестве 20% от имеющегося на ферме маточного поголовья.
В 2010 году Программой предусмотрены исследования на туберкулез 2264 голов племенных свиней, фактически исследовано 2178 голов; на атрофический ринит — 890 голов, фактически исследовано 821 голов; на лептоспироз — 890 голов, исследовано 393 голов; на бруцеллез – 890 голов, исследовано 855 голов. Таким образом, в 2010 году диагностические исследования, предусмотренные Программой, выполнены не в полном объеме.
В 2011 году выполнение Программы составило чуть более 90%. Исследования на лептоспироз выполнены на 43%.
Дополнительных программ по мониторингу эпизоотической ситуации на территории Эстонии не предусмотрено.
Исследования убойных свиней на четырех из шести проверенных ферм в 2010- 2011 годах не проводились.
На двух фермах, имеющих маточное поголовье, в рамках Программы выборочно исследовались племенные свиноматки и хряки. Положительных проб по исследуемым болезням в 2010-2011 годах не выявлено.
В Программу на 2012 год включены исследования на африканскую чуму свиней только диких кабанов, добытых во время охоты (в соотношении 0,5-1%).
Карантинирование животных.
1. Отдельные оборудованные помещения для карантина животных на всех проверенных фермах отсутствуют.
На четырех фермах карантинирование осуществляется в выделенных боксах помещения свинарника, обозначенных «КАРАНТИН». При этом боксы не нумерованы.
Режим карантинирования в указанных боксах не соблюдается — отдельный персонал, инвентарь не закрепляются за данными помещениями.
Документы, подтверждающие проведение дезинсекции, дезинфекции и контроль качества дезинфекции до постановки животных в карантин и после карантинирования ветеринарной службой не представлены.
Помещения для карантинирования животных, экспортируемых в Российскую Федерацию, на двух из шести проверенных фермах отсутствуют.
Мероприятия по карантину на указанных фермах осуществляются в общих боксах, где одновременно содержатся до 500 голов свиней, в том числе часть из которых предназначена для отправки в Российскую Федерацию.
2. При организации мероприятий по карантину не определяется циклограмма и не учитывается движение поголовья животных из расчета продолжительности карантинирования каждой группы свиней, планируемых к экспорту, в течение 21 дня. То есть, согласно представленным документам, в одном боксе осуществляется карантин свиней с разными сроками постановки их в карантин.
Кроме того, на одной из ферм установлены факты ввода в карантинируемые группы новых животных.
3. В связи с отсутствием отдельных карантинных помещений, нумерации на боксах, где карантинируются животные, отследить нахождение в карантине каждой отправленной в Российскую Федерацию группы свиней документально не представляется возможным.
4. Документы, подтверждающие карантинирование ввозимого молодняка для откорма, владельцами ферм и ветслужбой не представлены.
5. Санитарное состояние боксов, где животные содержатся в карантине на момент инспекции неудовлетворительное. Помещения требуют механической очистки и косметического ремонта и дезинсекции.
Идентификация животных.
Индивидуальная идентификация путем ушного биркования используется только для племенных животных. Идентификация поросят для откорма и убойных свиней законодательством Эстонии не предусмотрена.
Регистрационный номер хозяйства поставщика в форме татуировки наносится в случае вывоза животных за пределы хозяйства: поросятам для откорма на левое ухо; убойным свиньям — на бедро за 24 часа до отгрузки.
Лечебные и профилактические мероприятия.
1. На фермах не ведутся амбулаторные журналы по регистрации больных животных. Установить, когда заболело животное, какими клиническими признаками сопровождалась болезнь, какие лечебные препараты применялись в отношении больного животного, а также исход заболевания, не представляется возможным.
Больные животные, находящиеся на лечении, не идентифицируются индивидуальным способом. В ряде случаев установлены факты лечения животных непосредственно в помещениях по карантинированию без их удаления из общей группы.
2. На одной из проверенных ферм допускается использование антибиотиков в лечебных целях групповым способом с введением препарата через систему поения. В связи с отсутствием идентификации животных удостовериться в соблюдении сроков выведения препарата не представляется возможным.
На всех фермах отмечена высокая сохранность молодняка и взрослых животных, что не исключает применение антибактериальных препаратов в отношении всех возрастных групп.
3. По желанию владельца животных в целях профилактики племенные животные вакцинируются:
— свиноматки — против микоплазмоза, цирковируса, клостридиозов, колибактериоза, лептоспироза,
— поросята — против рожи свиней, цирковируса, парвовирусного энтерита.
Лабораторный контроль патматериала и утилизация биоотходов.
1. Установление причин падежа животных не осуществляется. Эстонской стороной не представлены документы, подтверждающие отбор патматериала от павших животных для отправки в лабораторию и результаты патолого-анатомических исследований на пяти из шести осмотренных ферм.
2. В соответствии с данными, представленными Ветеринарной пищевой лабораторией г.Тарту, являющейся лабораторией по исследованию патматериала от свиней и КРС, за 2011 год всего исследовано 127 образцов проб патматериала от свиней, поступивших из свиноводческих хозяйств Эстонии.
Согласно сведений по падежу в 6 проверенных хозяйствах за 2011 год пало более 3,5 тысяч голов по неустановленным причинам.
Однако, патматериал в лабораторию был отправлен только от 13 животных, павших в двух из шести проверенных хозяйствах.
При этом по результатам лабораторных исследований были выделены культуры возбудителей бордетеллеза, стрептококковой инфекции, пастереллеза, микоплазмоза, клостридиоза, актинобациллезной плевропневмонии и других.
Вместе с тем, документов, подтверждающих проведение ветеринарными врачами ферм мероприятий по дальнейшей профилактике указанных заболеваний, не представлено.
3. Направление биологических отходов на утилизацию согласно представленных документов производится 1 раз в 2-3 недели.
На ряде ферм недостаточно емкостей (контейнеров) для хранения трупов павших животных.
В одном из хозяйств установлены факты складирования трупов прямо на земле, без соблюдения ветеринарно-санитарных правил. На некоторых фермах не проводится обработка и дезинфекция контейнеров после выгрузки трупов и мест их складирования, что не исключает возможности распространения инфекции.
Контроль качества и безопасности кормов.
1. В целях исследования безопасности кормов, используемых для кормления животных, ежегодно утверждается Программа мониторинговых исследований кормов (далее – Программа). В рамках Программы по борьбе с эпизоотиями проводятся дополнительные исследования кормов на сальмонеллу и протеин животного происхождения.
Ветеринарной службой Эстонии представлены сведения за 2010 и 2011 года по исследованию кормов в рамках указанной Программы.
Сведения по исследованиям кормов в 2010 и 2011 гг:
Показатели безопасности |
2010 год |
2011 год |
||
Всего исследовано проб |
Выявлено положительных |
Всего исследовано проб |
Выявлено положительных |
|
белки животного происхождения |
61 |
13 |
117 |
— |
сальмонелла |
42 |
6 |
53 |
5 |
ГМО |
20 |
2 |
8 |
— |
диоксин |
4 |
1 |
4 |
— |
антибиотики |
8 |
— |
7 |
— |
кокцидиостатики |
8 |
— |
8 |
— |
тяжелые металлы |
15 |
— |
22 |
— |
пестициды |
26 |
— |
26 |
|
Документы, подтверждающие проведение корректирующих мер к предприятиям, допустившим выпуск небезопасных кормов, ветеринарной службой Эстонии не представлены.
2. Исследования кормов на гормональные препараты, биостимуляторы роста, радионуклиды за указанный период не проводились.
3. Ни одна из лабораторий Эстонии не проводит определение видовой принадлежности белков животного происхождения. Проводится только диагностика микроскопическим методом на их присутствие без видовой идентификации.
Организация системы государственного ветеринарного контроля (надзора).
1. Система государственного контроля (надзора) предусматривает инспекцию поднадзорных объектов 1 раз в год для объектов высокого риска и 1 раз в 3 года для объектов среднего и низкого рисков.
При анализе актов проверок за 2010-2011гг. государственной ветеринарной службой и уполномоченными ветврачами по пяти из шести проверенных хозяйств нарушений ветеринарного законодательства не выявлено.
На одной ферме в ходе проведения плановой инспекции, выявлены нарушения по отсутствию учета лекарственных веществ и хранению лекарственных препаратов.
Согласно представленным актам время проведения проверок составляет от 1,5 до 3 часов, что не позволяет дать объективную оценку соблюдения требований ветеринарного законодательства в полном объеме.
В ходе проверки не уделяется должного внимания ведению амбулаторных журналов по регистрации больных животных, учету и причинам падежа, вопросам карантинирования животных при отправке их в РФ, лабораторному контролю кормов, обработке транспорта предприятия, работе предприятия в режиме закрытого типа и другим ветеринарным вопросам.
Система учета перемещения животных.
1. Контроль за перемещением животных из-за пределов Эстонии осуществляется c использованием системы TRACES. Кроме того, поступление животных фиксируется в национальном регистре по видам и количеству.
Проведенный анализ учетных записей в программе TRACES показал:
— в 2010 на территорию Эстонии ввозились только племенные свиньи из Дании, Литвы и Норвегии.
— в 2011 году отмечены поставки племенных животных из Канады, Финляндии, Литвы, Норвегии и Швеции. Из Норвегии также поступала сперма хряков. Из Латвии ввезено 180 убойных свиней на Сааремяаский мясокомбинат.
— в 2012 году зарегистрирован ввоз четырех партий племенных свиней и 1140 голов убойных из Латвии.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию