- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О позиции Россельхознадзора относительно механизма осуществления функции государственного контроля (надзора) в области семеноводства сельскохозяйственных растений
О позиции Россельхознадзора относительно механизма осуществления функции государственного контроля (надзора) в области семеноводства сельскохозяйственных растений
В связи с поступающими запросами территориальных управлений Россельхознадзора по вопросу осуществления государственного контроля (надзора) в области семеноводства сельскохозяйственных растений и разработкой Минсельхозом России проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» Россельхознадзор считает необходимым разъяснить следующее.
Статьёй 37.1 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» установлено осуществление государственного надзора в области семеноводства. Нормативные документы в области семеноводства сельскохозяйственных растений, такие, как ГОСТ Р 52325-2005 «Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия», содержат разделы «Требования безопасности и охраны окружающей среды».
Требования законодательства Российской Федерации об осуществлении государственного надзора в области семеноводства, контроля сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений и их фитосанитарного состояния обусловлены тем, что от состояния семян зависит в конечном итоге не только качество и безопасность продукции, но и безопасность страны — продовольственная и экологическая. Использование семян с примесями ядовитых и наиболее вредоносных сорняков, с возбудителями таких заболеваний, как головня или спорынья, продуцирующих высокотоксичные алкалоиды, представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан. Нормативными документами в области семеноводства запрещено использовать для посева семена, в которых обнаружены сорняки, вредители и возбудители болезней, имеющих карантинное значение для Российской Федерации. Так, запрещено использовать для посева семена горчицы и рапса, в которых обнаружены семена ядовитых сорняков – чемерицы белой, болиголова пятнистого, белены чёрной, жерухи лекарственной, лютиков едкого, ползучего и ядовитого. Указанными документами ограничено содержание эруковой кислоты в семенах горчицы – не более 3%, в семенах рапса – не более 1%. Это вызвано тем, что эруковая кислота сверх установленных норм вызывает нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и цирроз печени. Также запрещено использовать для посева семена зерновых и зернобобовых культур, в которых обнаружены семена ядовитых растений – гелиотропа волосистоплодного и триходесмы седой, запрещено использовать для посева семена пшеницы, собранные с посевов, поражённых стеблевой и карликовой головней, семена пшеницы, в которых обнаружены галлы пшеничной нематоды. Нормативными документами не допускается содержание головнёвых образований и склероциев спорыньи в семенах зерновых культур — пшенице, полбе, ржи, ячмене и овсе, а также в семенах злаковых кормовых трав сверх установленных норм. Это вызвано тем, что такие семена являются источником распространения болезни, которая влияет на безопасность зерна, муки и кормов для животных – примесь склероциев спорыньи более 0,05% делает их ядовитыми для человека и животных. При употреблении в пищу хлеба, испечённого из такой муки, у людей развивается пищевой токсикоз и тяжёлая болезнь, приводящая человека к гибели.
Таким образом, контроль и надзор в области семеноводства сельскохозяйственных растений направлен на обеспечение не только качества, но и безопасности семян и растений, продовольственной безопасности страны, на исключение причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Необходимость контроля сельскохозяйственной продукции на всех стадиях производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации на соответствие ее требованиям законодательства Российской Федерации предусмотрена Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.
Кроме того, указанной Доктриной предусмотрено исключение бесконтрольного распространения продукции, полученной из генетически модифицированных растений.
Семена сельскохозяйственных растений являются основой продовольственной безопасности страны, следовательно они подлежат контролю как при ввозе на территорию Российской Федерации, так и при обороте на территории страны.
В настоящее время создание, испытание и семеноводство трансгенных сортов сельскохозяйственных растений в мире монополизировано несколькими транснациональными корпорациями, которые в состоянии ограничивать доступ к информации о неблагоприятных экологических последствиях широкого использования трансгенных растений.
Опыт применения трансгенных сортов сельскохозяйственных растений в Канаде показал, что генно-инженерно-модифицированные организмы (ГМО) вместе с пыльцой растений распространяется самопроизвольно, поэтому многие поля так или иначе оказываются «загрязнёнными» ГМО. Из-за такого опыления в растениях возникают мутации, повышается устойчивость сорных растений к пестицидам, в связи с чем растёт потребность в обработке пестицидами, расход агрохимикатов значительно увеличивается, соответственно увеличивается пестицидная нагрузка на окружающую среду и ухудшается экологическая ситуация.
В настоящее время действующим Федеральным законом «О семеноводстве» (статья 30) разрешён оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Согласно статье 33 Федерального закона «О семеноводстве» запрещен ввоз в Российскую Федерацию партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в Госреестр.
В указанном Реестре генетически модифицированных сортов растений нет, следовательно такие семена не подлежат ввозу в Российскую Федерацию.
Исключение из Федерального закона «О семеноводстве» положения об осуществлении государственного надзора в области семеноводства, чего добиваются также и отдельные недобросовестные предприниматели, приведет к проникновению на поля страны, садовые и огородные участки в огромных объемах семян и посадочного материала незарегистрированных импортных, не адаптированных к российским условиям сортов и гибридов, а также генно-модифицированных и некондиционных семян, к возникновению угрозы причинения вреда растениям, объектам окружающей природной среды, что в свою очередь будет способствовать снижению урожайности сельскохозяйственных культур и ослаблению экономики страны.
Гарантией против возможных нежелательных последствий генетической модификации выпускаемых в окружающую среду растений в Российской Федерации могут быть меры государственного регулирования, в частности государственный контроль и надзор в сфере растениеводства, при ввозе на территорию Российской Федерации и обороте семян и растений.
Во исполнение требований Федерального закона «О семеноводстве» Россельхознадзор в процессе проведения контрольно-надзорных мероприятий запрещает ввоз на территорию Российской Федерации сортов семян сельскохозяйственных растений, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Ситуация на рынке семян в Российской Федерации такова, что требует надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, требований законодательства Российской Федерации. Россельхознадзором ежегодно выявляются многочисленные нарушения законодательства в области семеноводства, так в 2005 г. было выявлено 7,5 тыс. нарушений, в 2006г. соответственно 15,6 тыс., в 2007г. – 13,2 тыс., в 2008г. – 14,5 тыс., в 2009г. – 13,2 тыс., в 2010г. — 11 тыс. и за 9 месяцев 2011г. – 9,4 тыс. нарушений.
Среди них такие нарушения законодательства в сфере семеноводства, как фальсификация семян, подделка апробационных документов на стадии семеноводства, представление в органы управления АПК субъектов Российской Федерации подложных документов для получения субсидий на приобретение семян, механическое смешивание семян для получения «валовки», выкуп семян «черным налом», чтобы уйти от налогообложения, реализация семян без документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества, подделка сертификатов на семена, указывание необоснованных сроков гарантированного хранения, реализации, не соблюдение стандартов сортовой чистоты и качества семян при их производстве и реализации. Это в свою очередь ведёт к снижению урожайности и валового сбора сельскохозяйственной продукции в стране.
Коммерческие организации закупая импортные, в ряде случаев некачественные семена, поддерживают тем самым иностранных фермеров и селекционеров, и под видом отечественных сортов реализует их в России.
В выступлениях ведущих учёных-селекционеров Россельхозакадемии на первой Международной конференции по селекции и семеноводству 16 мая 2011г. в Москве отмечалось, что импортные нерайонированные сорта, особенно зерновых культур, дают урожай в 2 – 3 раза ниже отечественных сортов, а ущерб от завоза нерайонированных, некачественных семян в России составляет 5 млрд. руб. в год. Увеличивающийся импорт семян бизнес-сообществом приводит к разрушению отечественного семеноводства.
Таким образом, в Российской Федерации существует объективная необходимость государственного регулирования коммерческого использования сортов семян как контрольно-надзорными методами, так и путем стимулирования развития отечественной селекции и семеноводства.
Следует отметить, что не только законодательство Российской Федерации, но и законодательства развитых стран имеют жесткие системы контроля в сфере оборота семян, исходя из того, что здоровье семян является основой продовольственной безопасности страны.
На это нацелены законодательства США, ФРГ, Канады, Китая, Франции и большинства других стран.
Так, канадский «Закон о семенах» предоставляет полномочия инспектору проходить на территорию, где находятся семена, требовать предоставления необходимых документов на семена, открывать любые упаковки, в которых по мнению инспектора находятся семена, отбирать пробы и исследовать семена.
В случае выявления нарушений указанного закона государственный инспектор в Канаде имеет право изъять семена на срок до шести месяцев и возбудить дело об административном правонарушении.
За нарушение закона или изданных в его исполнение положений в Канаде установлена жёсткая ответственность, в том числе и уголовная – в зависимости от вида нарушения это денежный штраф в размере до пятидесяти тысяч канадских долларов или лишение свободы на срок до шести месяцев, или денежный штраф в размере до двухсот пятидесяти тысяч канадских долларов или лишение свободы на срок до двух лет.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 года № 1806-р утверждена Комплексная программа участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности. Этой Комплексной программой предусмотрено сохранение и мобилизация генофонда ресурсов растений, безопасность сельскохозяйственного сырья и контроль за его качеством.
В случае реализации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» неизбежно произойдет дальнейшее ухудшение ситуации на рынке семян, расширение присутствия на отечественном рынке семян иностранных компаний, поставляющих нерайонированные и некондиционные семена, неизвестного происхождения и не будет возможности обеспечить качественными отечественными семенами свои собственные потребности в минимальном количестве, что будет прямой угрозой продовольственной безопасности страны.
В связи с изложенным, и учитывая, что согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации контроль за соблюдением федеральных законов относится к ведению Российской Федерации, Россельхознадзор считает необходимым сохранить положение о государственном надзоре в области семеноводства в Федеральном законе «О семеноводстве», как механизме защиты отечественного рынка семян сельскохозяйственных растений, за федеральным органом исполнительной власти.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию