- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная О переговорах Россельхознадзора и ветеринарных служб стран Таможенного союза с Генеральным директоратом Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителя (DG SANCO)
О переговорах Россельхознадзора и ветеринарных служб стран Таможенного союза с Генеральным директоратом Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителя (DG SANCO)
Российскую делегацию на переговорах возглавил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, он же был уполномочен руководством ветеринарной службы Казахстана представлять ее интересы. Белорусскую делегацию возглавил главный ветеринарный инспектор Белоруссии Юрий Пивоварчик. Делегацию Евросоюза возглавил заместитель генерального директора Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителя Ладислав Мико. В переговорах также приняли участие заместители руководителя Россельхознадзора Николай Власов и Евгений Непоклонов, сотрудники подведомственных Россельхознадзору Федерального центра охраны здоровья животных и Всероссийского государственного Центра качества и стандартизации лекарственных средств, советник Секретариата Комиссии Таможенного союза Валерий Ситников, советник по сельскому хозяйству Представительства России при Еропейских сообществах Василий Лавровский, представители Минсельхоза России, МИД России, Минэкономразвития России, главный ветеринарный инспектор Германии Карин Швабенбауер, советник по сельскому хозяйству Представительства Евросоюза в России Альберто Вольпато, представители ветеринарной службы посольства Франции.
Выступая на встрече, Ладислав Мико отметил, что несмотря на интенсивный обмен письмами с начала текущего года, остается достаточно много неразрешенных вопросов, обозначенных на технических переговорах. Особую озабоченность Евросоюза при этом вызывают введенные Россельхознадзором временные ограничения на ввоз из Евросоюза живых животных. При этом Ладислав Мико признал существование недостатков при обеспечении безопасности живых животных и продукции животного происхождения, поставляемых Евросоюзом в страны Таможенного союза. Вместе с тем, выражая готовность Евросоюза исправить имеющиеся недостатки, Ладислав Мико выразил мнение, что веденные Россельхознадзором ограничительные меры являются неоправданно суровыми. По его убеждению, ограничения на поставки продукции должны вводиться только при явной и несомненной угрозе жизни и здоровью людей и животных. Среди мер, которые Еврокомиссия рассматривает для повышения уровня безопасности поднадзорной продукции, применение обязательной идентификации животных, использование надежной системы прослеживания товарных партий, строгий контроль условий хранения и перемещения грузов, искоренение погрешностей при оформлении сопроводительных ветеринарных документов. Соответствующие рекомендации уже направлены компетентным службам стран-членов Евросоюза. По мнению Ладислава Мико, объем опасной продукции животного происхождения, поставляемой из Евросоюза на территорию Таможенного союза, весьма невелик.
В свою очередь, Сергей Данкверт не согласился с тезисом Ладислава Мико о безобидности нарушений при поставках в Таможенный союз из Евросоюза. Он подчеркнул, что даже подписание специального двустороннего меморандума об обеспечении безопасности таких поставок в 2004 году не смогло улучшить ситуацию, которая ясно показывает, что контрольно-надзорные функции Еврокомиссии явно недостаточны. Несмотря на то, что за период с подписания Меморандума увеличилось число стран-членов Евросоюза и возросли риски, система надзора не была соответствующим образом модернизирована. По словам Сергея Данкверта, говорить о незначительности нарушений в тех случаях, когда речь идет об обеспечении безопасности – это лукавство. При обсуждении вопросов безопасности пищевой продукции речь идет не об отдельных нарушениях, а о работе системы, способной предотвратить и эти, и более серьезные нарушения. Сергей Данкверт ретроспективно остановился на тех мерах, которые Россельхознадзору пришлось предпринимать для того, чтобы снизить риски в связи с функциональной недостаточностью общеевропейской системы ветеринарного надзора. В числе таких мер – и усиление частоты мониторинговых лабораторных исследований ввозимой из Евросоюза пищевой продукции, и отправка в Евросоюз российских специалистов, позднее отозванных по просьбе Еврокомиссии, которые занимались предотгрузочной инспекцией продовольственной продукции, предназначенной для российского рынка. Сейчас нас интересует один вопрос – получение от Евросоюза не декларативных, а действенных гарантий безопасности продукции животного происхождения, поставляемой на рынок стран Таможенного союза. Настало время подготовки и принятия новых документов взамен Меморандума 2004 года. Положение осложняется тем, что Россельхознадзор и соответствующие службы других стран Таможенного союза не проводили аудит тех систем ветеринарного надзора Евросоюза, гарантии которых могли бы принимать. Нам нужны гарантии по отдельным видам поднадзорной продукции, нам нужен четко прописанный механизм, регламентирующий выдачу гарантий, процедуру их выдачи, контроля, принятия мер при выявлении нарушений. Важным элементом такой системы должен быть контроль на границе, перед пересечением грузом границы Таможенного союза. После введения такого контроля, подчеркнул Сергей Данкверт, число выявляемых нарушений возрастет в сотни раз. При этом основным вопросом остается выдача проверяемых гарантий, и то, кто будет такие гарантии выдавать – Еврокомиссия или национальные ветеринарные службы стран-членов Евросоюза. Пока же, подчеркнул Сергей Данкверт, положение остается весьма серьезным – из 780 нарушений при поставках поднадзорной продукции в Россию, 342 приходятся на долю Евросоюза, а 438 – на все остальные страны мира.
Отвечая на замечания Сергея Данкверта, Ладислав Мико пояснил, что гарантии безопасности продукции будут даваться как Еврокомиссией, так и ветеринарными органами стран-членов Евросоюза. При этом продукция должна полностью соответствовать требованиям страны-импортера. Поэтому Евросоюз принял решение усилить проверку предприятий, производящих продукцию для поставки на рынок стран Таможенного союза, а также усилить контроль соответствия упаковки и сопроводительной документации.
Главный ветеринарный инспектор Белоруссии Юрий Пивоварчик, опровергая тезис Ладислава Мико о незначительном характере нарушений при поставках поднадзорной продукции из стран Евросоюза, подчеркнул, что многие из нарушений представляют реальную угрозу для жизни и здоровья не только животных, но и человека. Так, партия племенных свиней, завезенных в Белоруссию из Дании, была вынуждено убита по причине их зараженности бруцеллезом, болезнью, опасной для человека. Из партии племенных свиней в 1100 голов, завезенных из Германии, за месяц содержания в карантине, погибло 150 голов. Таким образом, как подчеркнул Юрий Пивоварчик, в работе как общеевропейских ветеринарных органов, так и в работе национальных ветеринарных служб отдельных стран Евросоюза, имеются катастрофические недостатки. Как может быть, поинтересовался у Ладислава Мико Юрий Пивоварчик, что ветеринарные сертификаты выдаются на говядину, а ввозится свинина? Юрий Пивоварчик отметил и другие серьезные нарушения – так, ветеринарные сертификаты, поступающие из стран Евросоюза, имеют исправления, на тушах или отсутствуют, или не читаются овальные ветеринарные клейма, отсутствует маркировка на упаковке, ветеринарные сертификаты нередко выдаются до оформления транспортного средства. Как сказал Юрий Пововарчик, такой список нарушений может быть проложен до бесконечности, и это – свидетельство того, что ветеринарные службы Евросоюза дают свои гарантии формально, в какой-то мере – преступно безответственно. От гарантий безопасности продукции, подчеркнул Юрий Пивоварчик, зависят здоровье и жизнь и человека, и животных. В такой ситуации возникают вопросы, сказал Юрий Пивоварчик, такие, как где же работа Еврокомиссии? Где работа Агентства по ветеринарии и продовольствию (FVO), где работа Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителя (DG SANCO)? Юрий Пивоварчик внес предложение о немедленном пересмотре всего списка европейских предприятий, обладающих на сегодняшний день правом поставки своей продукции на рынок стран Таможенного союза.
Соглашаясь с предложением Юрия Пивоварчика, Сергей Данкверт заметил, что более 90% предприятий-поставщиков были включены в разрешительный список под гарантии национальных ветеринарных служб стран Евросоюза. Действенность таких гарантий вызывает большие сомнения – инспекционные проверки предприятий стран-поставщиков показали, что в среднем 54% таких предприятий не соответствовали гарантиям ветеринарной службы страны-поставщика. В настоящее время продукцию животноводства в страны Таможенного союза могут более 6 тысяч предприятий Евросоюза. Учитывая низкий уровень гарантий, их должно быть не более трех тысяч, заметил Сергей Данкверт. По его убеждению, для улучшения положения должна быть проведена объективная оценка предприятий по отдельным видам продукции, а также введена система контроля продукции на границе. Помимо этого, Сергей Данкверт обратился к Ладиславу Мико с настоятельной просьбой привести число предприятий-поставщиков в соответствие с реальными гарантиями безопасности. В противном случае это может быть сделано компетентными службами стран Таможенного союза. Тогда придется временно ограничивать поставки из тех стран, работа ветеринарных служб которых вызывает наименьшее доверие. В этой связи Юрий Пивоварчик заметил, что наиболее плохо контролируется ветеринарной службой ситуация в Германии. Обращаясь к главе ветеринарной службы Германии Карин Швабенбауер, он официально заявил о том, что считает поставки из Германии наиболее опасными. Сергей Данкверт заметил, что среди племенных свиней, закупленных для Белгородской области из Германии и Чехии, выявлен бруцеллез.
Ладислав Мико заметил, что существующая в Евросоюзе система обеспечения безопасности экспортируемой продукции контроля на границе не предусматривает. Принятая система предусматривает лишь контроль производства и выдачу ветеринарных сертификатов. Вместе с тем, он выразил готовность начать пересмотр положений Меморандума об обеспечении безопасности продукции животного происхождения, поставляемой Евросоюзом в страны Таможенного союза. При этом он подчеркнул, что этот документ не должен выходить за рамки международного права.
Юрий Пивоварчик подчеркнул, что странам Таможенного союза нужны реальные, а не декларативные гарантии. Он упомянул, что проанализировал ситуацию с обеспечением безопасности поставок из Евросоюза за последние 20 лет, и убедился, что все болезни крупного и мелкого рогатого скота, свиней и птицы, пришли на территорию Белоруссии из стран Евросоюза. Он напомнил о расширяющихся вспышках в странах Евросоюза болезни, вызываемой вирусом Шмалленберг, и блютанга.
Сергей Данкверт напомнил Ладиславу Мико, что из 63 проверок, проведенных Агентством по ветеринарии и продовольствию (FVO) на территории Евросоюза, ни в одном случае речь не шла о проверке на соответствие требованиям России и Таможенного союза. Касаясь числе предприятий, обладающих правом поставки поднадзорной продукции на рынок стран Таможенного союза, он заметил, что Евросоюз может их список не сокращать – но в этом случае он должен будет дать конкретные гарантии по каждому из этих предприятий.
Ладислав Мико в ответ заметил, что не может отрицать возможных ошибок на отдельных предприятиях, но заверил, что и впредь Еврокомиссия будет обращаться к ветеринарным службам стран-поставщиков с просьбой принять меры по устранению недостатков и предотвращению их появления в дальнейшем. Говоря о проверках предприятий, проводимых Агентством по ветеринарии и продовольствию (FVO), Ладислав Мико отметил, что они носят комплексный характер.
Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов заметил, что не все европейские предприятия, внесенные в реестр предприятий третьих стран, обладающих правом поставки на рынок стран Таможенного союза, действительно поставляют свою продукцию. Таким образом, для европейских предприятий создаются максимально благоприятные условия, тогда как российские, белорусские и казахстанские предприятия по-прежнему не допускаются на общеевропейский рынок. Ситуация с живыми животными осложняется свободным их перемещением по территории Евросоюза — поросенок может быть рожден в Дании, выращен в Германии и поставлен в Россию через Польшу. Именно поэтому, пояснил Николай Власов, и необходим ветеринарный контроль на границе Евросоюза с Таможенным союзом.
Ладислав Мико выразил готовность Еврокомиссии предоставить предложения по усовершенствованию системы обеспечения безопасности продукции, поставляемой на рынок Таможенного союза, в письменном виде. Он считает, подчеркнул Ладислав Мико, что первоочередным является вопрос по мерам по укреплению взаимного доверия.
В свою очередь, Сергей Данкверт заметил, что если не принять неотложных мер в ближайшее время, будут неизбежно расти претензии со стороны импортеров, переработчиков продукции, и ее потребителей.
Заместитель руководителя Россельхознадзора Евгений Непоклонов предложил обсудить итоги проверки ветеринарной службы Германии.
Ладислав Мико в этой связи заметил, что ситуация улучшается, и что для дальнейшего усовершенствования системы нужна конкретизация требований Таможенного союза.
Евгений Непоклонов заметил, что Еврокомиссия должна уделить особое внимание наведению порядка в ветеринарной контрольно-надзорной системе Германии, поскольку эта страна является крупнейшим поставщиком поднадзорной продукции на рынок стран Таможенного союза. При этом количество нарушений стало столь велико, что вес писем о случаях нарушений гарантий, направляемых Россельхознадзором в адрес германской ветеринарной службы, составил 5 кг. Немногим меньше по объему и переписка Россельхознадзора с Еврокомиссией по этому вопросу. При этом Евгений Непоклонов попросил особо отметить в протоколе переговоров систематическое неисполнение Еврокомиссией ключевых положений Меморандума 2004 года. Он заметил, что ветеринарная служба Германии утратила доверие Россельхознадзора в связи с систематическим неисполнением ею ее собственных гарантий. Вместе с тем, Евгений Непоклонов отметил особо то обстоятельство, что в случае менее опасных нарушений Россельхознадзор никогда не вводил ограничительные меры после первого выявления таких нарушений, ограничиваясь предупреждением в адрес ветеринарной службы Германии. Вместе с тем, заметил он, в таких серьезных случаях нарушения норм безопасности в Германии, как попадание диоксинов в пищевую цепочку или вспышки токсикоинфекции, вызванной высокопатогенным штаммом кишечной палочки, решения приходилось принимать незамедлительно. Таким образом, германская ветеринарная служба не может упрекнуть Россельхознадзор в отсутствии доброй воли. Однако, как с сожалением отметил Евгений Непоклонов, ситуация в Германии продолжает развиваться к худшему. Если мы приостанавливаем поставки с 30-40 германских предприятий-нарушителей в год, а потом возобновляем их под гарантии германской ветеринарной службы, то многие из них в скором времени допускают новые нарушения, заметил Евгений Непоклонов. При проверке ветеринарных служб отдельных германских земель гарантии не подтверждались в 49-63% случаев. Россельхознадзор в этой связи многократно обращался к Еврокомиссии с просьбой о принятии неотложных мер. Никакого конструктивного ответа мы не получили, заметил Евгений Непоклонов. В апреле минувшего года, напомнил он, было проверено 22 германских предприятия, и 14 из них (64%) были признаны несоответствующими нормам и требованиям Таможенного союза. Перед Таможенным союзом в этой ситуации возникла дилемма, сказал Евгений Непоклонов – полностью приостановить поставки продукции животноводства из Германии или вновь обратиться к Еврокомиссии с просьбой о наведении порядка. Во многом, пояснил Евгений Непоклонов, возникшие проблемы связаны с неэффективной структурой национальной ветеринарной службы Германии, в которой федеральные земли делегируют часть своих прав федеральному правительству. Таким образом, проблемы и нарушения в Германии носят системный характер. При этом мы не получаем на наши запросы полной информации, и нам приходится запрашивать все новые и новые документы. Так, сказал Евгений Непоклонов, Россельхознадзор до сих пор не получил из Германии план эпизоотического мониторинга, план мониторинга кормовых средств, результаты мониторингов, информацию по отдельным предприятиям. Поэтому, по мнению Евгения Непоклонова, настало время обновления списка германских предприятий, обладающих правом поставки продукции на территорию Таможенного союза. В этих списках должны остаться лишь предприятия, способные реально выполнить требования России и Таможенного союза. Нужны не декларации, а реальная работа, подчеркнул Евгений Непоклонов.
Ладислав Мико согласился с необходимостью полного соответствия продукции требованиям страны-импортера. Вместе с тем, он подчеркнул, германская ветеринарная служба предпринимает реальные усилия по контролю экспортируемой продукции. Ладислав Мико при этом предложил заниматься разрешением спорных вопросов, возникших на сегодняшний день, уходя от ретроспективного анализа. Он пояснил, что в настоящее время необходимо определить роль Агентства по ветеринарии и продовольствию (FVO) и Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителя (DG SANCO) в обеспечении безопасности экспортируемой продукции, и закрепить ее законодательно. В этой связи Ладислав Мико выразил уверенность, что участие специалистов Россельхознадзора и компетентных органов Белоруссии и Казахстана в проверках, проводимых Агентством по ветеринарии и продовольствию (FVO) на территории Евросоюза, будет способствовать улучшению взаимопонимания и укреплению доверия между службами.
Глава ветеринарной службы Германии Карин Швабенбауер выразила готовность предоставить Россельхознадзору всю информацию, запрошенную по итогам двух последних проверок. Помимо этого, она предложила сформировать рабочую группу для обсуждения всех спорных вопросов.
Сергей Данкверт выразил сомнение в том, что Германия сможет устранить выявленные недостатки, не изменяя структуру своей ветеринарной службы, тогда как в земле Нижняя Саксония, например, под гарантии ветеринарной службы страны право экспорта своей продукции получило 151 предприятие из 157 (96%). При этом федеральная ветеринарная служба Германии предприятия не проверяла, полностью положившись на гарантии земель. При этом нарушается принцип паритета. Мы не можем работать на уровне отдельных земель. Парадокс заключается в том, что федеральная ветеринарная служба Германии не имеет полномочий, эквивалентных полномочиям Россельхознадзора.
Юрий Пивоварчик в этой связи заметил, что у него имеется огромный список нарушений, допущенных германской ветеринарной службой при поставках продукции на территорию Таможенного союза. Проблемы, подчеркнул он, носят системный характер.
Ладислав Мико признал право ветеринарных служб Таможенного союза на получение дополнительной информации из Германии. Он заметил, что видит задачу Еврокомиссии в создании методологии действий, направленных на исполнение требований страны-импортера. В этой связи он вновь обратился к Сергею Данкверту с просьбой предоставить полный список требований Таможенного союза по обеспечению безопасности продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору.
В ответ на это, Сергей Данкверт пояснил, что требования Таможенного союза доводились до Еврокомиссии неоднократно, и с ними к тому же легко ознакомиться на сайте Таможенного союза.
Николай Власов вновь напомнил Ладиславу Мико о необходимости создания системы проверки поднадзорных грузов на границе Евросоюза с Таможенным союзом.
Сергей Данкверт выразил мнение, что сейчас в вопросе поставки продукции животноводства из Германии складывается ситуация столетней давности, когда премьер-министр России Петр Столыпин был вынужден резко сократить число пропускных пунктов на границе для обеспечения более эффективного ветеринарного контроля.
Ладислав Мико пояснил, что очень важно не только знать определенные законом требования, но и быть уверенными в одинаковой их интерпретации. Далее, он предложил обсудить введенные Россельхознадзором временные ограничения на ввоз живых животных из стран Евросоюза, в частности, по блютангу и заболеванию, вызываемому вирусом Шмалленберг.
Николай Власов пояснил, что ограничения в связи с распространением в Евросоюзе блютанга, не вводились. При этом он подчеркнул, что в партии животных в 300 голов, ввезенных из Германии, был выявлен 14 серотип вируса блютанга, характерный для Евросоюза. Для снятия ограничений на ввоз животных в связи со вспышкой заболевания, охватившей несколько европейских стран, Россельхознадзор не видит оснований, сказал Сергей Данкверт. Это связано с тем, что возникло совершенно новое, ранее неизвестное экзотическое заболевание. В сложившейся ситуации мы рассматриваем введение ограничительных мер и на ввоз племенного скота. Ввоз свиней нам пришлось ограничить из-за неоднократного выявления животных, больных бруцеллезом. Из-за резкого ухудшения эпизоотической обстановки на территории Евросоюза ему приходится тратить на вакцинацию только против блютанга 150 млн. евро в год. В отношении же вируса Шмалленберг не стоит забывать, что все рекомендации Евросоюза основаны на экстраполяции данных по родственному, но все же иному вирусу – вирусу Акабане. Таким образом, надо признать, что имеющихся данных по вирусу Шмалленберг явно недостаточно для выработки научно обоснованных мер для борьбы с заболеванием, не говоря об отсутствии оснований для отмены введенных Россельхознадзором временных ограничений на ввоз живых жвачных. Вместе с тем, подчеркнул Сергей Данкверт, мы готовы к широкому сотрудничеству с Евросоюзом в области эпизоотологии.
Подытоживая переговоры, Ладислав Мико обещал представить свой вариант обеспечения гарантий безопасности экспортируемой из Евросоюза продукции животного происхождения. По его убеждению, такой документ может послужить основой для дальнейших переговоров. На этой основе может быть выработан и новый Меморандум об обеспечении безопасности продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, при взаимных поставках. Ладислав Мико предложил сделать встречи и переговоры как на высоком, так и на техническом уровне, регулярными.
Сергей Данкверт вновь подчеркнул, что основная проблема в отношениях, сложившихся между Таможенным союзом и Евросоюзом – в слабости и ненадежности гарантий со стороны последнего. В этой связи Россельхознадзор и компетентные службы Белоруссии и Казахстана готовы выслушать конкретные предложения Еврокомиссии.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию