- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О новых условиях организации и регулирования европейского рынка продукции рыболовства и аквакультуры
О новых условиях организации и регулирования европейского рынка продукции рыболовства и аквакультуры
В последнее время европейские власти, в целях обеспечения
высокого уровня защиты здоровья населения, все больше внимания уделяют информированию
потребителя о безопасности пищевых продуктов.
Одним из последних примеров этого
является Регламент (ЕС) № 1379/2013 Европейского Парламента и Совета от 11
декабря 2013 года, устанавливающий новые общие требования к организации рынков
рыбной продукции на территории Европейского союза, вступивший в силу 13 декабря
2014 года. По сути, данный Регламент коренным образом перестраивает свой рыбный
рынок и предлагает его новую архитектуру.
Новые правила охватывают как продукцию из водных
биологических ресурсов, и так объекты аквакультуры, которые предназначены для
прямого потребителя или для предприятий общественного питания в ЕС, и
распространяются, в том числе и, на импортируемую продукцию рыболовства из
третьих стран. Это условие прямо прописано в тексте Регламента: «Необходимо
обеспечить, чтобы импортируемая продукция, поступающая на рынок Евросоюза,
отвечала тем же требованиям и рыночным стандартам, которых должны
придерживаться производители в Евросоюзе».
Информированию потребителей и маркировке продукции посвящен
целый раздел Регламента.
В документе, в частности, сказано: «Для того чтобы
потребители могли делать осознанный выбор, необходимо предоставлять им четкую и
полную информацию, в том числе, о происхождении и способе производства
продукции».
Теперь, в соответствии с требованиями Регламента, помимо
традиционно указываемых позиций, на этикетке необходимо указать район добычи
рыбы в соответствии с классификацией ФАО ООН и категорию орудий лова,
используемых при лове. Для рыбной продукции, добытой в пресной воде, этикетка
должна содержать информацию о водоеме, где рыба была поймана. Для продукции из
аквакультуры, необходимо указать государство-член или третью страну, в которой
продукт достиг более половины его конечной массы или находился более половины
периода выращивания или, в случае моллюсков, информацию об этапе окончательного
разведения или выращивания, по крайней мере, в течение шести месяцев. Для
смешанного продукта, необходимо представить информацию о видах рыб, из которых
он был получен.
Также, предусматривается предоставление дополнительной
«добровольной» информации. Это, к примеру, дата вылова рыбной продукции или
дата урожая продукции аквакультуры; дата выгрузки рыбной продукции или
информация о порте, в который продукты были отгружены; более подробная
информация о типе орудий лова; а в случае продукции из водных биологических
ресурсов, пойманных в море, более детальная информация о судне.
Кроме этого, документ предлагает несколько, без
преувеличения, революционных идей.
Так, Регламент вводит совершенно новое понятие — «экологическая
маркировка продукции рыболовства и аквакультуры».
В Регламенте, в частности, говорится: «Использование
экомаркировки для продукции рыболовства и аквакультуры, независимо от того,
происходит она из Евросоюза или изготовлена за его пределами, позволяет
предоставлять чёткую информацию об экологической приемлемости таких продуктов.
Поэтому, Комиссии необходимо изучить возможность разработки и установления
минимальных критериев для разработки экологической маркировки продукции
рыболовства и аквакультуры для всего Евросоюза».
Что это может означать для российских рыбаков, работающих с
европейским рынком? Первое, что приходит в голову — это обязательное наличие
экологического сертификата на продукцию рыболовства и аквакультуры,
экспортируемую в страны ЕС.
Пять лет назад, в 2009 году, Евросоюз Регламентом 1005/2008,
устанавливающим систему Сообщества для предотвращения, сдерживания и
ликвидации незаконного,
нерегистрируемого и нерегулируемого рыбного промысла, ввёл сертификаты
происхождения для всей поступающей на европейские рынки рыбопродукции. Тогда, в
начале 2010 года, российская рыбопродукция какое-то время не могла попасть на
европейские рынки из-за отсутствия сертификатов вылова.
Сейчас — следующий шаг — «возможность разработки и
установления минимальных критериев для разработки экологической маркировки
продукции рыболовства и аквакультуры». И, хотя это пока только планы, возможно,
уже в ближайшее время российская рыбопродукция (или продукция, произведённая в
другой стране, но из российской рыбы) не сможет попасть на европейский рынок,
если у неё не будет экологического сертификата.
Еще одним из важных аспектов защиты европейских
потребителей, изложенных в Регламенте (ЕС) № 1379/2013, является использование
анализов ДНК с целью исключения случаев фальсификации маркировки пищевых
продуктов.
В последнее время мошенничество с продуктами питания (Food Fraud)
набирает все больший интерес, как развивающийся риск, в связи с чем, повышение
требовательности к процессу прослеживаемости оборота рыбной продукции и
ужесточение требований к маркировке продуктов является обоснованным и
востребованным.
Всё бóльшее число стран пытаются защитить себя и своего
потребителя от такого рода мошенничества путем принятия законодательных мер в
отношении маркировки, которая должна подробно и достоверно информировать
потребителя относительно состава, наименования, свойств, пищевой ценности
продукта, наличия аллергенов и так далее и тому подобное.
И Евросоюз в данном случае не является исключением. Вот что
говорится в Регламенте № 1379 по этому
поводу: «С целью защиты потребителей, компетентные органы, ответственные за
мониторинг и обеспечивающие выполнение обязательств, установленных в настоящем
Регламенте, должны использовать в полном объеме имеющиеся научно-технические
знания, включая анализ ДНК, чтобы вынудить участников хозяйственной
деятельности отказаться от ложной маркировки уловов».
Действительно, во многих случаях исследования по
идентификации (определению принадлежности) видового состава некоторой
рыбопродукции путем выделения ДНК являются, порой, единственным способом,
гарантирующим достоверность и соответствие готовой продукции информации о
ней.
Поэтому, для предотвращения мошенничества между различными
видами рыб и исключения случаев фальсификации информации о готовой продукции
Регламентом предусматривается проведение компетентными органами исследований
продукции рыболовства путем ДНК-тестирования.
В настоящее время услуга по анализу ДНК является одной из
востребованных на потребительском рынке, особенно в крупных торговых сетях,
которые дорожат своей репутацией и заботятся о защите потребителя.
Учитывая требования европейского законодательства,
Россельхознадзор проводит планомерную работу по подготовке подведомственных ему
учреждений к проведению исследований продукции рыболовства по определению ее
видового состава путем выделения ДНК методом ПЦР (полимеразной цепной реакции).
Основные усилия в этом направления предприняты ФГБУ «НЦБРП»,
которое уже сегодня готово проводить такие исследования рыбной продукции, экспортируемой
в страны Евросоюза, тем самым удовлетворяя потребности производителей и
поставщиков продукции рыболовства в ЕС.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию