- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О мониторинге хода подготовки к переходу на электронную ветеринарную сертификацию
О мониторинге хода подготовки к переходу на электронную ветеринарную сертификацию
Россельхознадзор по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет мониторинг хода подготовки государственных ветеринарных служб субъектов Российской Федерации к переходу на электронную ветеринарную сертификацию. В этой публикации показаны полученные в его ходе данные.
Полагаем, что эти данные будут интересны сотрудникам госветслужб субъектов Российской Федерации, так как помогут им понять чего стоят их успехи (если они имеются) в сравнении с успехами, достигнутыми их коллегами в других субъектах Российской Федерации.
Полагаем, что эти данные также будут интересны производителям и участникам оборота подконтрольных грузов, так как они, если и не показывают четко, то хотя бы дают понять: с чем они столкнутся в ближайшем будущем (начиная с сентября текущего года) при переходе на ветеринарную сертификацию в электронном виде.
Для правильного понимания важности этого вопроса при ознакомлении с нижеприведенными данными мониторинга следует держать в голове одну из новых норм права, которая внесена в ФЗ «О ветеринарии» только что одобренным Верхней палатой закона.
Она говорит о том, что с момента вступления в силу этого закона (вероятная дата – первое сентября) по желанию владельца подконтрольного товара госветслужбы субъектов Российской Федерации должны будут оформить ветеринарный сертификат в электронном или в бумажном виде. Иначе говоря, все госветслужбы субъектов Российской Федерации с 01 Сентября сего года должны быть готовы оформлять ветеринарные сертификаты в электронном виде.
Для этого каждая из ветеринарных служб субъектов Российской Федерации должна была провести подготовку технологического обеспечения процесса электронной сертификации и провести обучение персонала работе в ФГИС Меркурий.
Для облегчения процесса освоения ветеринарной сертификации в электронном виде сотрудниками госветслужб субъектов Российской Федерации Россельхознадзором в дополнение к основной (рабочей) версии ФГИС Меркурий была развернута еще одна – учебная версия этой ФГИС, которая идентична рабочей по интерфейсу и программному обеспечению.
Учебную версию ФГИС Меркурий в течение двух лет с момента ее создания использовали для обучения своего персонала госветслужбы 18 субъектов Российской Федерации.
Наибольшее внимание обучению персонала с применением этой версии ФГИС Меркурий уделили госветслужбы Республики Татарстан, Белгородской области и города Москва, сотрудники которых оформили в этой версии по более чем полторы тысячи электронных сертификатов.
Кроме них некоторое внимание этой работе уделили госветслужбы Кемеровской, Владимирской, Костромской и Сахалинской области, но количество оформленных сертификатов у каждой из них было в 5-20 раз меньше, чем у трех упомянутых выше госветслужб.
Госветслужбы Астраханской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Краснодарского края, Курганской, Курской, Липецкой, Московской, Мурманской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Свердловской и Ярославской областей, Республик Калмыкия, Хакасия и Алтай уделили незначительное внимание этому вопросу.
Цифровые данные по этому вопросу представлены в Таблице 1.
Госветслужбы других субъектов Российской Федерации не использовали учебную версию ФГИС Меркурий.
Далее в докладе приводятся данные по использованию рабочей версии ФГИС Меркурий.
В Таблице 2 показаны обзорные данные по этому вопросу.
В первом столбце указаны названия Субъектов Российской Федерации отсортированные в алфавитном порядке с тем, чтобы было легко найти данные по любой из госветслужб Субъектов Российской Федерации.
В Таблице 3 по данным за первое полугодие прошлого года показаны количество зарегистрированных пользователей поддерживающей электронную ветеринарную сертификацию ФГИС Меркурий, которые являются сотрудниками соответствующих госветслужб.
В этой таблице также показано количество ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в соответствующем субъекте Российской Федерации за это полугодие.
Из приведенных в этой таблице данных видно, что в 2014 году освоение системы электронной ветеринарной сертификации проводили госветслужбы Владимирской области, города Москва, Краснодарского края, Курганской, Магаданской, Московской и Мурманской областей, Республики Мордовия, Саратовской, Сахалинской и Тюменская областей, Хабаровского края.
Лидерами этого процесса в данный период были госветслужбы Владимирской области, города Москва, Курганской и Саратовской областей и Хабаровского края.
В Таблице 4 по данным за первое полугодие текущего года показаны те же данные, что и в Таблице 3. Смотреть данные этих двух таблиц лучше вместе.
Первое, что легко увидеть из их сравнения, — это общая положительная динамика процесса подготовки – многие госветслужбы Субъектов Российской Федерации наращивают свои усилия по освоению электронной ветеринарной сертификации по мере приближения времени Ч — момента вступления в силу требования закона о проведении электронной сертификации.
Итак, из сравнения этих двух таблиц видно, что в 2015 году с тем или иным напряжением электронную сертификацию на практике осваивают госветслужбы 51-го Субъекта Российской Федерации против 12 в прошлом году.
И это хорошая новость: она не может не радовать.
Но есть, как водится, и плохая, которая заключается в следующем.
Госветслужбы Амурской области, городов Санкт-Петербург и Севастополь, Ивановской и Иркутской областей, Кабардино-Балкарской Республики, Калининградской и Ленинградской областей, Ненецкого АО, Новгородской и Орловской областей, Приморского края, Псковской области, Республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Крым, Марий Эл, РСО – Алания, Татарстан, Тыва, Ростовской, Самарской, Тамбовской и Томской областей, Удмуртской Республики, Ульяновской области, Ханты-Мансийского АО, Чеченской Республики и Чукотского АО в настоящий момент вообще не готовятся к переходу на электронную ветеринарную сертификацию.
Особенно настораживает эта неконструктивная позиция руководства госветслужб Санкт-Петербурга и Приморского края – входных ворот огромного количества подконтрольных грузов, ввозимых из зарубежных стран.
Также серьезную угрозу представляет собой позиция руководства ветслужб Калининградской и Ростовской областей, являющихся крупными производителями подконтрольных госветслужбе товаров. Она создаст массу проблем для производителей и участников оборота, которые осуществляют свою деятельность в этих субъектах Российской Федерации, производящих большие объемы продукции животного происхождения.
Говоря о Ростовской области, необходимо отметить, что нам известно, что госветслужба Ростовской области создала собственную областную информационную систему, которая обеспечивает регистрацию исполнения ряда задач, в том числе – оформления ветеринарных сопроводительных документов. Полагаем, что такого рода системы могут быть использованы (в том числе и в Ростовской области), но они должны использоваться не в ущерб структуре и функциям федеральной информационной системы. Для этого в региональной системе должен быть создан программный шлюз для передачи в режиме реального времени данных об оформляемых сертификатах из региональной системы в федеральную. А этого госветслужбой Ростовской области не сделано и, насколько нам известно, не делается.
Второе, что можно увидеть из сопоставления данных, представленных в этих двух таблицах – это сравнительная характеристика динамики процесса подготовки к запуску электронной сертификации, которая представлена в Таблице 5.
Это сравнение сейчас возможно провести только для семи госветслужб (госветслужбы Владимирской области, Краснодарского края, Курганской области, г. Москва, Мурманской и Саратовской областей и Хабаровского края), которые осваивали электронную сертификацию и в 2014, и в 2015 году. Остальные госветслужбы в 2015 году начинали практически с нуля и, поэтому, определение динамики сейчас невозможно.
Данные Таблице 5 показывают, что динамики процесса освоения новой технологии в субъектах – лидерах процесса освоения очень сильно различаются.
Так, например, госветслужба Краснодарского края, являющаяся лучшей в России по этому показателю, продемонстрировала почти 200-кратный рост, что является беспрецендентно высоким показателям за все 3 года, когда в России ведутся практические работы по электронной ветеринарной сертификации.
Госветслужбы еще двух субъектов Российской Федерации — Владимирская и Мурманская области — также показали вполне приличный рост освоения новой технологии в 40 и в 35 раз соответственно.
Еще 4 госветслужбы (Курганская и Саратовская области, Город Москва и Хабаровский край) продемонстрировали умеренный рост в 6,2-1,2 раза.
Большую, если не решающую, роль в процессе подготовки к применению новой технологии играет степень подготовленности кадров в количественном (должно быть достаточно большое количество обученного персонала) и в качественном аспектах (персонал должен быть подготовлен и оттренирован достаточно хорошо).
Характеризующие этот аспект подготовки данные приведены на Рисунке 1 и Таблице 6.
Из данных Рисунка 1 видно, что число зарегистрированных пользователей ГИС Меркурий отличается от госветслужбе к госветслужбе в более чем 1000 раз.
Анализ количества зарегистрированных пользователей ФГИС Меркурий в разных субъектах Российской Федерации показывает, что в 35 субъектах Российской Федерации таких пользователей достаточно или почти достаточно.
В число этих субъектов входят: Алтайский край, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская Воронежская, Калужская, Кемеровская, Кировская и Костромская области, Краснодарский край, Курганская и Курская области, г. Москва, Московская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская и Псковская области, Республики Коми, Саха (Якутия), Татарстан и Хакасия, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тульская, Тюменская и Челябинская области, Чувашская Республика и Ярославская область.
В Ивановской области, Ненецком АО, Республике Тыва, городе Севастополь, Томской области, Ульяновской области, Чеченской Республике и Чукотском АО есть лишь смехотворные 1-5 зарегистрированных пользователей.
В Республике Ингушетия и в Кабардино-Балкарской Республике их вообще нет.
В остальных госветслужбах субъектов Российской Федерации есть некоторое, но слишком малое количество таких пользователей.
Однако, это лишь данные регистрации пользователей. Они не характеризуют того насколько эти пользователи подготовлены. Даже не характеризует того начали ли вообще зарегистрированные пользователи процесс практического освоения электронной сертификации.
Начали практическую подготовку лишь те пользователи, которым удалось правильно оформить хотя бы одни электронный сертификат. И таких пользователей намного меньше числа зарегистрированных пользователей.
Их количество, которое можно расценить как достаточное или хотя бы минимально необходимое, имеется лишь в Брянской, Владимирской и Воронежской областях, Краснодарском крае, г. Москва, Саратовской и Смоленской областях.
В госветслужбах Амурской области, городов Санкт-Петербург и Севастополь, Ивановской и Иркутской областей, Кабардино-Балкарской Республике, Калининградской и Ленинградской областей, Ненецкого АО, Новгородской и Орловской областей, Приморского края, Псковской области, РCО–Алания, Республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Крым, Марий Эл и Тыва, Ростовской, Самарской, Тамбовской и Томской областей, Удмуртской Республики, Ульяновской области, Ханты-Мансийского АО, Чеченской Республики, Чукотского АО вообще нет ни одного специалиста, оформившего хотя бы один электронный сертификат.
В остальных госветслужбах субъектов Российской Федерации практическое обучение проводится, но в недостаточных даже для достижения начального уровня подготовки, объемах.
Понятно, что подготовленным можно считать лишь пользователя, который оформил хотя бы пару десятков электронных ветеринарных сертификатов.
В Таблице 7 приведены данные сравнения госветслужб различных субъектов Российской Федерации по этому параметру.
Видно, что приемлемый уровень подготовки у значительной части зарегистрированных пользователей имеется в госветслужбах Брянской, Владимирской и Воронежской областей, Еврейской АО, Карачаево-Черкесской Республики, Костромской области, Краснодарского края, Курской и Липецкой областей, Республик Калмыкия, Коми и Мордовия, Саратовской, Сахалинской и Смоленской областей, Ставропольского и Хабаровского краев, Ямало-Ненецкого АО и Ярославской области.
При этом в госветслужбах Республик Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Мордовии, Еврейской АО, Ямало-Ненецкого АО, Сахалинской области и Ставропольского края имеются лишь единичные активные пользователи. Учитывая это, уровень подготовки в этих субъектах нельзя считать приемлемым.
В Таблице 8 представлены данные по степени тренированности активных пользователей.
Эти данные показывают, что в госветслужбах Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Кемеровской и Костромской областей, Краснодарского края, Курганской, Курской, Липецкой и Мурманской областей, Республик Коми и Мордовия, Саратовской, Сахалинской, и Смоленской области, Ставропольского и Хабаровского краев, Челябинской области, Ямало-Ненецкий АО и Ярославской области сотрудники, которые освоили электронную сертификацию, имеют достаточно высокий уровень практической подготовки к ее реальному использованию.
Если суммировать данные по количественной и качественной подготовке персонала, то мы увидим следующую картину.
Госветслужбы Владимирской области, Краснодарского края, Саратовской и Смоленской областей обеспечили достаточно высокий уровень подготовки персонала как в качественном, так и в количественном аспектах. Они имеют достаточное количество зарегистрированных пользователей – от 193 до 1087 на субъект Российской Федерации, достаточно большой процент из которых – от 27 до 62% реально осваивают электронную сертификацию, причем в среднем один из последних оформил от 27 до 213 электронных ветеринарных сертификатов.
Госветслужбы Брянской, Воронежской, Костромской, Курской и Липецкой областей, Республик Коми и Мордовия, Сахалинской области, Ставропольского и Хабаровского краев, Ямало-Ненецкого АО и Ярославской области обеспечили не достаточно высокий уровень подготовки персонала в количественном аспекте, но обеспечили достаточно высокий уровень его подготовки в качественном аспекте. Они имеют низкое или очень низкое количество зарегистрированных пользователей – от 9 до 98 зарегистрированных пользователей, достаточно большой процент из которых – от 20 до 58% реально осваивают электронную сертификацию, причем в среднем один из тех, кто осваивает электронную сертификацию, оформил от 20 до 168 электронных ветеринарных сертификатов.
Госветслужбы Архангельской, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Мурманской и Челябинской областей не обеспечили достаточно высокий уровень подготовки в количественном аспекте. Из приемлемо большого количества зарегистрированных пользователей – от 102 до 544 — лишь небольшой процент – от 6 до 17% имеют какую-то практическую подготовку, но эти 6-17% пользователей в среднем оформили достаточно большое количество – от 20 до 1743 электронных ветеринарных сертификатов на каждого.
Госветслужбы Москвы и Республика Калмыкия формально нельзя отнести ни к одной из трех вышеперечисленных групп ветеринарных служб.
В Республике Калмыкия подготовка персонала выстроена оригинально. Число зарегистрированных пользователей чрезвычайно мало (всего лишь 17 человек), но очень большой процент из них (более 62%) реально осваивают электронную сертификацию. По этому параметру Калмыкия занимает первое место в Российской Федерации. Однако при этом в среднем каждый из входящих в эти 62% специалист оформил лишь немного более 4 электронных сертификата, что совершенно не достаточно для надежного освоения технологии их оформления. Полагаем, что в этом случае мы видим лишь самое начало правильно организованного процесса подготовки.
В Москве число зарегистрированных пользователей очень велико – 1028 человек (уступает по этому параметру только Краснодарскому краю). Но из них лишь 178 человек (17%) оформили хотя бы по 1 электронному сертификату. Правда, это «лишь» — малое в процентном исчислении – весьма велико в абсолютном исчислении – оно сопоставимо или превышает общее количество сотрудников ветеринарных служб ряда субъектов Российской Федерации. Причем среди них имеется небольшая группа лиц, которых можно назвать не только супертренированными, но и соразработчиками самой ФГИС Меркурий. Плюс к тому, за счет этих супертренированных пользователей московская ветслужба развернула систему подготовки кадров в этом направлении, которая позволяет очень быстро подготовить большое число новых продвинутых пользователей, чем пользуется уже сейчас не только сотрудники госветслужбы Москвы, но и сотрудники госветслужб других субъектов Российской Федерации.
Госветслужбы Амурской, Ивановской и Иркутской областей, Кабардино-Балкарской Республики, Ленинградской области, Ненецкий АО, Новгородской и Орловской областей, Приморского края, Республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Крым, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Тыва, города Санкт-Петербург, Самарской области, города Севастополь, Тамбовской и Томской областей, Удмуртской Республики, Ульяновской области, Ханты-Мансийского АО, Чеченской Республики и Чукотского АО не предприняли ни каких шагов для практического освоения электронной ветеринарной сертификации.
В остальных госветслужбах навыки малого числа имеющихся пользователей ограничиваются лишь общим знакомством с системой.
Суммируя полученные в ходе мониторинга данные можно сделать следующие выводы.
Безусловным лидером по подготовке к переходу на новые технологии ветеринарной сертификации является в 2015 году госветслужба Краснодарского края. В группу лидеров, наряду с Краснодаром, также входят Владимирская, Саратовская и Смоленская области.
Некоторые успехи имеют госветслужбы Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой и Мурманской областей, Республик Калмыкия, Коми и Мордовия, города Москвы, Сахалинской области, Ставропольского и Хабаровского краев, Челябинской и Ярославской областей и Ямало-Ненецкого АО.
С другой стороны, как уже говорилось выше, госветслужбы Амурской области, городов Санкт-Петербург и Севастополь, Ивановской и Иркутской областей, Кабардино-Балкарской Республики, Калининградской и Ленинградской областей, Ненецкого АО, Новгородской и Орловской областей, Приморского края, Псковской области, Республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Крым, Марий Эл, РСО – Алания, Татарстан, Тыва, Ростовской, Самарской, Тамбовской и Томской областей, Удмуртской Республики, Ульяновской области, Ханты-Мансийского АО, Чеченской Республики и Чукотского АО вообще не готовятся к переходу на электронную ветеринарную сертификацию, что может создать ситуацию неизбежных конфликтов с законодательством на территории этих субъектов Российской Федерации и может дорого обойтись участникам оборота под-контрольных грузов, которые работают в этих субъектах Российской Федерации.
Особенно опасные последствия от этих близоруких и безответственных действий руководства этих ветслужб могут настать для производителей подконтрольных товаров, предприятия которых расположены в этих субъектах Российской Федерации.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию