- О Россельхознадзоре
- Руководство
- Структура
- Полномочия ведомства
- Государственные программы
- Общественный совет
- Коллегия Россельхознадзора
- Открытая служба
- Государственная служба
- Информация о текущих конкурсах
- Информация о завершенных конкурсах
- Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
- Кадровый резерв
- Квалификационные требования
- Профессиональное развитие
- НПА
- Миссия, ценность, принципы деятельности
- Информация для инвалидов
- Формы кадровых документов
- Перечень образовательных организаций
- Доска почета Россельхознадзора
- Информация о государственных гарантиях работников Россельхознадзора
- Присвоение классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации
- Финансовая деятельность
- Контрактная система
- Государственное имущество
- Противодействие коррупции
- Досудебное обжалование
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Госуслуги
- Экспорт/Импорт
- Информационные системы
- Реестры
- Эпизоотическая ситуация
- Россия
- Эпидситуация по ящуру в Российской Федерации
- Эпидситуация по АЧС в Российской Федерации
- Эпидситуация по гриппу птиц в Российской Федерации
- Эпидситуация в Российской Федерации по заразному узелковому дерматиту оспе овец и коз
- Информация по чуме крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по губкообразной энцефалопатии КРС в Российской Федерации
- Информация по контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота в Российской Федерации
- Информация по чуме мелких жвачных в Российской Федерации
- Информация по болезни Ньюкасла в Российской федерации
- Эпизоотическая ситуация по КЧС в Российской Федерации
- Хроническая изнуряющая болезнь оленей (ХИБ)
- Россия
- Регионализация
- Реформа контрольно-надзорной деятельности
- Мониторинг
- Компартментализация
- Маркировка и учет животных
- Экспортный еженедельник
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная
- О государственном мониторинге безопасности отечественной продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, Россельхознадзором
О государственном мониторинге безопасности отечественной продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, Россельхознадзором
Серьезную обеспокоенность Россельхознадзора вызывает тот
факт, что из 84 субъектов Российской федерации в текущем году лишь 26 проводят
на своей территории региональный мониторинг безопасности пищевой продукции, поднадзорной
государственному ветеринарному надзору. За
первое полугодие 2012 года ими проведено 173511 исследований и выявлено 1301
случаев несоответствующей ветеринарно-санитарным требованиям и нормам
безопасности пищевой продукции и кормов. Не организовано проведение
регионального Пищевого мониторинга органами управления ветеринарией субъектов федерации
в Белгородской, Иркутской, Калининградской, Ленинградской, Новосибирской, Омской,
Ростовской, Тверской, Тульской областях,
Пермском и Приморском краях. Ситуацию усугубляет то, что отсутствие в остальных субъектах Федерации
независимых результатов лабораторных исследований, проводимых уполномоченным государственным
органом на некоммерческой основе, не позволяет органам управления ветеринарией
иметь сколь-нибудь обоснованное представление о состоянии пищевой безопасности
в регионе их ответственности. По результатам анализа Россельхознадзором
исполнения регионального пищевого мониторинга установлено, что в его рамках не
проводятся исследования биологического материала от убойных животных, таких,
как печень, почки, легкие и т.п. при
убое животных; моча, сыворотка крови и т.п. — от живых животных, направляемых
на убой, исследованиям подвергается только продовольственное сырье и пищевые
продукты. Исследования в основном проводятся по микробиологическим показателям
безопасности, молоко большей частью исследуется на определение количества
соматических клеток, и в лишь единичных случаях — на наличие ингибиторов,
таких, как моющие вещества и остатки лекарственных средств. Это создает
серьезные препятствия для обеспечения условий для экспорта отечественной
продукции животного происхождения, в частности, в страны Евросоюза.
Как известно, начиная с 2007 года, Россельхознадзором
ежегодно на всей территории России проводится государственный ветеринарный
лабораторный мониторинг остатков запрещенных и вредных веществ в организме
живых животных, продукции животного происхождения и кормах. В рамках этой
федеральной программы ежегодно проводится более 100 тысяч исследований биологического
материала, продукции животного происхождения и кормов по различным показателям безопасности.
На основании полученных результатов Россельхознадзор принимает
соответствующие меры в отношении недобросовестных производителей, расположенных
за рубежом (введение временных ограничений или режима усиленного лабораторного
контроля), а также на территории России (регулярное информирование администраций
субъектов Федерации обо всех случаях нарушения законодательства в области
ветеринарии для принятия соответствующих мер).
При этом пищевой мониторинг, проводимый подведомственными
Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями на
федеральном уровне, включает в себя проведение на современном и дорогостоящем
оборудовании сложных исследований по наличию в подконтрольных товарах остатков
запрещенных и вредных веществ (антибиотики, нитрофураны, кокцидиостатики,
стероидные и нестероидные гормоны и др.). Это, в частности, является одним из
принципиальных требований Евросоюза (директива 96/23) при оценке его экспертами
организации государственного лабораторного контроля в стране, заинтересованной
в экспорте своей продукции в страны ЕС.
Выполнение в максимально полном объеме указанных требований
позволит снять претензии представителей Европейской Комиссии при разрешении
вопроса о поставках отечественной продукции животного происхождения на
европейский рынок и реализовывать принцип эквивалентности к российским
предприятиям, выпускающим подконтрольную государственной ветеринарной службе
продукцию, как это предусмотрено Соглашением ВТО по СФС при вступлении России в
ВТО.
Вместе с тем, существующее положение в соотношении
обеспечения безопасности и конкурентоспособности отечественной продукции, тем
более в условиях присоединения России к ВТО, со стороны ветеринарных служб
субъектов Федерации, не может не вызывать тревоги.
В рамках этой федеральной программы лабораторного
мониторинга поднадзорной продукции на безопасность, проводимого
Россельхознадзором, ежегодно проводится
более 150 тысяч исследований биоматериала, продукции животного
происхождения и кормов по соответствующим
показателям безопасности. Так, за первое полугодие 2012 года проведено 56840
исследований подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров, в
результате которых выявлено 679 случаев несоответствия продукции установленным законом
ветеринарно-санитарным требованиям. Среди продукции, признанной опасной в
ветеринарно-санитарном отношении, отечественная продукция составляет 80% (542
случая), импортная — 18% (125 случаев), продукция других Таможенного союза — 2%
(12 случаев).
Основополагающей причиной сложившегося положения является
несовершенство отечественного ветеринарного законодательства, не способного
обеспечить выполнение задач, поставленных Доктриной продовольственной
безопасности России, постановлением Правительства России «Об организации и
проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья
населения», и рекомендаций Кодекса здоровья наземных животных Международного
эпизоотического бюро.
Пользуясь создавшимся правовым вакуумом, органы управления
ветеринарией ряда субъектов Федерации недопустимо упростили процедуру
оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные
государственной ветеринарной службе товары, сведя государственный контроль за их
безопасностью к пустой формальности. В результате, не прошедшая должной
проверки продукция является фактором риска для здоровья населения, фактором
дальнейшего распространения по территории России вируса африканской чумы
свиней, а также резко снижает экспортный потенциал российского животноводства.
Россельхознадзор выражает надежду, что многие вопросы по
организации эффективного мониторинга безопасности сырья и продовольствия, а
также эпизоотической ситуации на территории России будут конструктивно решены в новой
редакции федерального закона «О ветеринарии». Это означает, что должны быть
предусмотрены законодательные основы для создания систем государственного
мониторинга биологической, продовольственной и пищевой безопасности, включая
усовершенствование системы сбора и лабораторного анализа проб, введения национальных систем идентификации животных
и прослеживания продукции — все это должно обеспечить сквозной контроль безопасности поднадзорной продукции на ее пути от поля до прилавка, как
это делается во многих странах мира.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию