18.03.2024
Россельхознадзор рассматривает возможность реализации пилотного проекта по защите товарных знаков, таких как «Вологодское масло» с помощью системы прослеживаемости «Меркурий».
Государственная информационная система в области ветеринарии «ВетИС», благодаря компоненту «Меркурий», обеспечивает полную прослеживаемость продукции животноводства – от момента производства до попадания на полку магазина. В «Меркурий» заносятся сведения обо всей продукции животного происхождения: производимой, перемещаемой и реализуемой на территории России. Электронной ветеринарной сертификации подлежат мясные и рыбные товары, мед, молочная продукция и другие, а деятельность производителей в системе анализируется инспекторами Россельхознадзора. При этом «ВетИС» постоянно совершенствуется. Ее компоненты получают дополнительные функции. Например, сфера применения «Меркурия» может быть расширена до защиты товарных знаков.
Пилотный проект на Вологодчине
В соответствии с обращением администрации Вологодской области Россельхознадзор рассматривает возможность реализации пилотного проекта по защите товарных знаков с помощью компонента «Меркурий», сообщил глава службы Сергей Данкверт на заседании Общественного совета при Россельхознадзоре.
«После консультаций с губернатором Вологодской области мы рассматриваем возможность запуска проекта по защите товарных знаков с помощью системы «Меркурий», – рассказал руководитель службы. Наименование «Вологодское масло» зарегистрировано как товарный знак, и только ограниченное количество предприятий, расположенных в Вологодской области, вправе использовать его. Производство и выпуск в обращение под данным торговым знаком масла, изготовленного за пределами региона, а также предприятием, не являющимся правообладателем, являются нарушением действующего законодательства. «Анализ данных из системы «Меркурий» показал, что, помимо предприятий, имеющих законное право производить «Вологодское масло», продукцию под данным наименованием регулярно выпускают по меньшей мере 35 компаний, не имеющих право использовать этот товарный знак», – пояснил Сергей Данкверт.
Как ищут
«Использовать «Меркурий» пока что можно для защиты только тех товарных знаков, которые задаются текстом и представляют собой название подконтрольного товара или часть его названия. Пример таковых – «Вологодское масло», «Адыгейский сыр» и тому подобные. При помощи «Меркурия» можно защищать любые товарные знаки, отвечающие указанному условию. Делается все быстро – данные за 15 лет существования «Меркурия» можно проанализировать примерно за неделю», – рассказал «Ветеринарии и жизни» советник главы Россельхознадзора, соавтор и инициатор создания ФГИС «ВетИС» Николай Власов.
Методика проверки на предмет нарушений прав на товарный знак в окончательном виде будет сформирована по результатам экспериментов. Для первого из них – «Вологодское масло» – она достаточно проста. «Проверяем все номенклатурные наименования продукции для всех хозяйствующих субъектов и площадок, устанавливаем те из них, которые используют это наименование (список А). Для всех компаний и площадок, попавших в список А, делаем выборку производственных транзакций, в которых в наименовании продукции присутствуют слово «Вологодское» и слово «масло» (список Б)», – пояснил Николай Власов.
Для всех производственных транзакций, попавших в список Б, оценивается правомерность использования данного наименования. Например, может оказаться, что в такой производственной транзакции в виде сырья используется «Вологодское масло» в блоках, произведенное одним из правообладателей, а на предприятии, попавшем в список А, производится его фасовка в пачки. Или такая компания имеет соглашение о франшизе с правообладателем, или имеет лицензию на использование товарного знака, уточнил эксперт.
По словам Николая Власова, для защиты других товарных знаков может потребоваться иная методика. Некоторые товарные знаки предполагают некие требования к сырью. Например, молоко, из которого производится подконтрольный товар, должно быть надоено в конкретном регионе, или мясо, из которого получен данный подконтрольный товар, должно быть получено от крупного рогатого скота, принадлежащего к определенной породе, или откармливаемого по определенной методике, или подконтрольный товар при его изготовлении проходит определенную процедуру.
Предупредить правообладателя
Эта работа, по крайней мере на этапе эксперимента, не может иметь результатом обычные действия надзорного органа, поскольку компетенция по защите товарных знаков за службой не закреплена. Однако можно информировать правообладателя о нарушении (возможном нарушении) с тем, чтобы он принял меры по защите своих прав, отметил Николай Власов.
Также Россельхознадзор может известить соответствующий орган власти, который во внесудебном порядке осуществит меры по защите товарного знака. К числу этих органов относится Палата по патентным спорам, ФАС, полиция, прокуратура, таможенный контроль. Эти органы власти имеют установленную компетенцию по защите торговой марки.
При подаче соответствующего обращения в Россельхознадзор возможна и блокировка подозрительной в смысле нарушения права правообладателя производственной транзакции в информационной системе «ВетИС» до ответа на запрос правообладателю или органу власти, который может во внесудебном порядке принять меры по защите товарного знака. Эту меру эксперт оценивает как наиболее действенную в нынешней системе распределения полномочий надзорных органов.
Есть технологии, но нет полномочий
Николай Власов подчеркнул, что Россельхознадзор – единственный в стране надзорный орган, который имеет технологическую базу для эффективной защиты прав правообладателей в режиме реального времени без использования мер административной ответственности или судебных процедур в отношении нарушителя. Такие процедуры отнимают много времени и дорого обходятся государству. Наиболее эффективной мерой было бы наделение Россельхознадзора соответствующими полномочиями по защите товарных знаков с использованием системы «ВетИС», полагает эксперт.