26.06.2022
О том, что происходит с экспортом и импортом продукции в новых внешнеэкономических условиях, на какой стадии находится разработка вакцины от африканской чумы свиней, а также об объеме рынка кормов для животных в России глава Россельхознадзора Сергей Данкверт рассказал ТАСС в ходе ПМЭФ-2022.
— Сергей Алексеевич, с тех пор как мы с вами в последний раз общались, ситуация в мире сильно поменялась. В связи с этим хотелось бы вас спросить о том, что в условиях изменившейся геополитической ситуации происходит с поставками импортной продукции? Как меняются их маршруты?
— В целом есть определенные трудности, о которых все говорят. Это в первую очередь технические проблемы в области осуществления морских перевозок, возникшие в связи с осложненной геополитической ситуацией. Конечно, можно говорить о том, что логистика изменилась, но при этом катастрофического снижения поставок не произошло.
Например, импорт мяса в этом году снизился всего на 7–8% по сравнению с прошлым годом. Причем это может быть связано как с сезонностью поставок, так и с тем, что собственное производство мяса птицы и свинины в России растет. Та же самая ситуация с овощами и фруктами. Все переживали, не возникнет ли сложностей с поставками бананов в Россию, а между тем, согласно данным статистики, их импорт вырос на 3% по сравнению с прошлым годом. Поэтому еще раз скажу: слухи о том, что импорт остановился, сильно преувеличены.
— А как складывается ситуация с экспортом? Усложнились ли условия поставок и что происходит с экспортно-логистическими цепочками?
— С экспортом ситуация достаточно интересная. Например, объем поставок мяса за рубеж увеличился практически за полгода на 50 тыс. тонн. Растут отправки на внешние рынки говядины, свинины, мяса птицы и готовой мясной продукции. Это, конечно, связано с ростом производства.
Корректно оценить экспорт зерна в середине календарного года сложно, но объемы отгрузок в 2022 году практически остались на уровне прошлого года с учетом системы квотирования. При этом поставки продуктов переработки зерна даже выросли, например, экспорт муки в четыре раза.
Однако многие экспортеры ждут более привлекательный для себя курс доллара, и это чисто финансовый вопрос, но говорить о каких-то непреодолимых сложностях с поставками за рубеж не приходится.
— Это хорошо. Тогда вернемся к вопросам, которыми исконно занимался Россельхознадзор. Скажите, пожалуйста, как сейчас обстоит ситуация с вакциной от COVID-19 на животных. Сколько было доз продано, какие планы по дальнейшим продажам?
— Мы разработали эту вакцину на перспективу, для того чтобы иметь инструмент защиты животных, в том числе домашних, если вирус начнет вызывать эпизоотии среди них. Мы абсолютно не планировали создавать из этого бизнес или думать о том, как бы продать побольше, поэтому число проданных вакцин измеряется не миллионами, а десятками тысяч.