Общая информация
Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) устанавливает распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений:
- по объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
- по объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе приобретаемым федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами для обеспечения федеральных нужд, включая жилье, приобретение которого осуществляется во исполнение законодательных актов РФ;
- по мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества
Формирование ФАИП
ФАИП формируется ежегодно в текущем финансовом году на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.
Для рассмотрения предложений в проект ФАИП на очередной финансовый год и плановый период федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные Россельхознадзору и территориальные управления Россельхознадзора, могут представить в Россельхознадзор по запросу и в установленные Россельхознадзором сроки документы, подготовленные в соответствии с пунктом 17 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716 (ред. от 26.07.2022) «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» (далее – Правила) и «Методическими указаниями по формированию проекта федеральной адресной инвестиционной программы и внесению в нее изменений» (утв. президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 15.06.2022 «30»):
1. подробная пояснительная записка о необходимости включения объекта капитального строительства в федеральную адресную инвестиционную программу. В пояснительной записке должны быть прописаны основные техникоэкономические показатели объекта капитального строительства, а также расчет площади объекта капитального строительства и обоснование заявки указанной площади. Пояснительная записка должна быть подписана директором учреждения/руководителем территориального управления;
2. выписка из реестра федерального имущества, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г. № 447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества»;
3. копии правоустанавливающих документов на земельный участок, а в случае их отсутствия — копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства;
4. копия утвержденного задания на проектирование, подготовленная по форме утвержденной Приказом Минстроя России от 01.03.2018 № 125/пр (ред. от 02.03.2022) «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке» (в случае, если на разработку проектной документации предоставляются средства федерального бюджета);
5. паспорт инвестиционного проекта, подготовленный по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 02.04.2014 № 199 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта, представляемого для проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, и внесении изменений в отдельные акты Минэкономразвития России»;
6. копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным) (при наличии);
7. копия документа об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8. обоснование необходимости включения в проект адресной программы объекта капитального строительства, в случае если в отношении объекта капитального строительства отсутствуют проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации. В обосновании указываются причины отсутствия указанной документации и сроки ее разработки;
9. расчет оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета, подготовленный в соответствии с «Методикой оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета» (утв. решением президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, протокол от 23.06.2022 № 33);
10. для объектов недвижимого имущества (в случае представления предложений о покупке объекта капитального строительства) представляется документы, предусмотренные подпунктам «г» пункта 17 Правил, а также отчет об оценке объекта недвижимого имущества, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200 «Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки»;
11. фотографии (не более 10 шт.) объекта в случае представления предложений о реконструкции и/или земельного участка с прилегающей территорией в случае представления предложений о строительстве.
Россельхознадзором при рассмотрении предложений федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Россельхознадзору, и территориальных управлений Россельхознадзора учитываются следующие критерии:
1. полнота и корректность пакета документов, представленного для включения объекта в проект ФАИП;
2. необходимость и целесообразность проведения строительства /реконструкции/технического перевооружения/приобретения объектов;
3. результаты реализации действующей ФАИП, в том числе по вводу объектов в эксплуатацию, в случае если заявитель уже участвует в действующей ФАИП и заявляет новый объект капитального строительства;
4. соответствие площади заявляемого объекта нормативу 9 кв. метров общей площади на одного работника аппарата управления установлен постановлением Правительства Российской Федерации № 3 от 05.01.1998), в случае если заявителем является территориальное управление Россельхознадзора.
По результатам рассмотрения Россельхознадзор формирует предложения в проект ФАИП на очередной финансовый год и плановый период в сроки и в порядке, установленные Графиком Правительства Российской Федерации по формированию проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Приказы Россельхознадзора, регламентирующие ФАИП
В ФАИП включаются объекты, на строительство, реконструкцию техническое перевооружение, приобретение которых предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с решением Россельхознадзора.
Таким решением с указанием сметной стоимости, мощности и сроков осуществления работ являются приказы Россельхознадзора, которые согласовываются со всеми заинтересованными органами власти: Минсельхозом России, Минстрой России, Минфином России.
Так в соответствии с приказом Россельхознадзора от 01.12.2022 № 1835 «О внесении изменений в приложение к приказу Россельхознадзора от 25.12.2018 № 1497 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации» и приказом Россельхознадзора от 17 августа 2023 г. № 997 «О внесении изменений в приложение к приказу Россельхознадзора от 25 декабря 2018 г. №1497 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации» в 2023 году Россельхознадзору предусмотрены средства федерального бюджета на реализацию 7 объектов капитального строительства на базе 3 федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Россельхознадзору, в том числе:
- 2 объекта в рамках реализации мероприятия «Предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории Российской Федерации»;
- 5 объектов в рамках реализации мероприятия «Обеспечение функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора.».
Доведение средств федерального бюджета до участников ФАИП
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию ФАИП территориальным управлениям Россельхознадзора, доводятся на 03 лицевой счет получателя бюджетных средств.
Порядок открытия и закрытия лицевых счетов регламентирован приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства».
Принятие бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенных с юридическими лицами, в пределах соответствующих доведенных лимитов бюджетных обязательств осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 № 1496 (ред. от 11.07.2022) «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (вместе с «Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).
Бюджетные ассигнования, предусмотренные федеральной адресной инвестиционной программой на текущий год и на плановый период, по которым Минстроем России установлены ограничения в соответствии с Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» (далее — ограничения), подлежат перераспределению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на иные направления расходов федерального бюджета, в том числе для финансового обеспечения других объектов капитального строительства и (или) приобретения других объектов недвижимого имущества, в случае отсутствия до 1 апреля соответствующего финансового года утвержденной в установленном порядке проектной документации на объекты капитального строительства.
Отчетность о реализации ФАИП
1. Отчет о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных в рамках ФАИП – ежеквартально, не позднее 5-ого числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с п. 36 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716;
2. Данные по претензионной работе, проводимой в рамках реализации ФАИП — еженедельно в соответствии с запросом (по пятницам);
3. Отчет о прогнозе кассовых выплат по объектам ФАИП — еженедельно в соответствии с запросом (по пятницам).
4. Отчеты в соответствие с приказом Минфина России от 02.09.2022 № 135н «Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам в соответствии с пунктом 8 статьи 78, статьей 78.2, подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации» согласно приложениям к типовой форме соглашения № 5 и 8.
С подробной информацией об участниках, объектах, финансировании, ходе реализации ФАИП, а также с отчетными материалами можно ознакомиться на сайте http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1.
Необходимо отметить, что директора федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Россельхознадзору, и руководители территориальных управлений Россельхознадзора несут персональную ответственность за реализацию мероприятий ФАИП и предоставление информации о ходе реализации ФАИП в центральный аппарат Россельхознадзора.