1. |
Предложения по изменениям и дополнениям статьи 3 Закона
Российской Федерации «О ветеринарии»:
К ведению органов государственной власти Российской Федерации
отнести следующие полномочия:
реализация государственной политики в сфере обеспечения
эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Российской
Федерации;
федеральное законодательство Российской Федерации и нормативное
правовое регулирование в сфере применения ветеринарно-санитарных
мер;
установление и отмена карантина и других
ограничений, направленных на предотвращение распространения и
очагов заразных и массовых незаразных болезней животных на
территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
разработка технических регламентов в сфере применения
ветеринарно-санитарных мер, в том числе разработка и утверждение
ветеринарно-санитарных требований и норм безвредности кормов и
кормовых добавок;
организация и реализация на территории Российской Федерации
федеральных целевых программ по проведению противоэпизоотических и
ветеринарно-санитарных мероприятий;
охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней
животных из иностранных государств;
сотрудничество с международными организациями и иностранными
государствами по вопросам применения ветеринарно-санитарных
мер;
регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для
животных, в том числе полученных из
генно-инженерно-модифицированных организмов;
обеспечение лекарственными средствами и необходимым оборудованием
противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо
опасных болезней животных;
координация и контроль деятельности ветеринарно-санитарных служб
федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в
сфере внутренних дел, в сфере исполнения уголовных наказаний, в
сфере государственной охраны осуществляющих функции в сфере
применения ветеринарно-санитарных мер;
осуществление федерального государственного ветеринарного надзора
при экспортно-импортных поставках животных и подконтрольной
ветеринарной службе продукции в пунктах пересечения государственной
границы, в местах таможенного оформления;
организация и проведение оценки состояния здоровья животных и
безопасности подконтрольной ветеринарной службе продукции,
поступающих в Российскую Федерацию из иностранных государств на
государственной границе в местах таможенного оформления;
организация проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, продукции
животного происхождения, кормов и кормовых добавок в пунктах
пересечения государственной границы, в местах таможенного
оформления;
оформление ветеринарных сертификатов на животных и подконтрольную
ветеринарной службе продукцию, вывозимые за пределы Российской
Федерации;
проведение мониторинга состояния здоровья животных, эпизоотического
и ветеринарно-санитарного состояния территории Российской Федерации
и территорий и объектов иностранных государств из которых
планируется ввоз животных и подконтрольной ветеринарной службе,
продукции на территорию Российской Федерации;
регистрация объектов государственного ветеринарного надзора
федерального значения и ведение реестра зарегистрированных
объектов;
организация и проведение государственной аккредитации специалистов
федеральных органов исполнительной власти, выдающих заключения о
состоянии здоровья животных, безопасности продукции, подконтрольной
ветеринарной службе и осуществляющих государственный ветеринарный
надзор;
организация и проведение аттестации рабочих мест специалистов
федеральных органов исполнительной власти;
ведение реестра специалистов федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации, аккредитованных на право выдачи
заключений о состоянии здоровья животных, безопасности продукции,
подконтрольной ветеринарной службе и осуществляющих государственный
ветеринарный надзор на объектах федерального значения;
аккредитация органов по ветеринарно-санитарной сертификации
продуктов животного происхождения, кормов, кормовых добавок и
лекарственных средств для животных;
оценка соответствия ветеринарных служб федеральных органов
исполнительной власти требованиям законодательства Российской
Федерации и международным требования и нормам;
осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным
законодательством.
К ведению органов государственной власти субъектов Российской
Федерации отнести следующие полномочия:
организация и проведение на территории субъекта Российской
Федерации мероприятий по обеспечению эпизоотического и
ветеринарно-санитарного благополучия субъекта Российской
Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации в сфере применения ветеринарно-санитарных
мер;
участие в реализации федеральных целевых программ по проведению
противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий;
установление и отмена карантина и других
ограничений, направленных на предотвращение распространения и
очагов заразных и массовых незаразных болезней животных на
территориях субъекта Российской Федерации;
создание и обеспечение деятельности уполномоченного органа
исполнительной власти в области ветеринарии и системы
подведомственных ему учреждений;
организация, контроль и координация деятельности учреждений,
подведомственных исполнительному органу государственной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции в сфере
применения ветеринарно-санитарных мер;
организация и осуществление регионального государственного
ветеринарного надзора за соблюдением юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами требований
нормативных правовых актов при содержании животных и обращении
продукции, подконтрольной ветеринарной службе, на территории
субъекта Российской Федерации, за исключением надзора на объектах
федерального значения (на государственной границе, в местах
таможенного оформления);
внесение представлений в органы местного самоуправления и
государственной власти по установлению и отмене карантина и других
ограничений, направленных на предотвращение распространения очагов
заразных и массовых незаразных болезней животных на территории
субъекта Российской Федерации;
выявление и установление причин и условий возникновения и
распространения заразных и массовых незаразных болезней животных на
территории субъекта Российской Федерации;
организация проведения на территории субъекта Российской Федерации
ветеринарно-санитарных мероприятий по защите населения от болезней,
общих для человека и животных, и пищевых отравлений;
организация и проведение оценки состояния здоровья животных и
безопасности подконтрольной ветеринарной службе продукции, ввозимых
на территорию субъекта Российской Федерации, и вывозимых за ее
пределы;
проведение мониторинга состояния здоровья животных, эпизоотического
и ветеринарно-санитарного состояния территории субъекта Российской
Федерации;
ведение на территории субъекта Российской Федерации мониторинга
безопасности подконтрольной ветеринарной службе продукции;
выдача заключений об эпизоотическом и ветеринарно-санитарном
состоянии территорий и объектов, безопасности продукции,
подконтрольной ветеринарной службе;
выдача разрешений на вывоз за пределы территории субъекта
Российской Федерации животных, продукции животного происхождения,
кормов и кормовых добавок для животных;
выдача ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные
госветнадзору грузы в пределах Российской Федерации;
организация и проведение аттестации специалистов и их рабочих мест,
выдающих заключения о состоянии здоровья животных, безопасности
продукции, подконтрольной ветеринарной службе и осуществляющих
государственный ветеринарный надзор на территории субъекта
Российской Федерации, за исключением специалистов федеральных
органов исполнительной власти;
регистрация специалистов в области ветеринарии, осуществляющих
предпринимательскую деятельность на территории субъекта Российской
Федерации;
осуществление контроля за профессиональной деятельностью
должностных лиц государственной ветеринарной службы субъекта
Российской Федерации и специалистов, занимающихся
предпринимательской деятельностью в области ветеринарии;
утверждение административных регламентов оказания государственных
ветеринарных услуг на территории субъекта Российской Федерации;
организация и проведение диагностического, профилактического и
лечебного обслуживания животных;
проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и
растительного происхождения, кормов и кормовых добавок на
территории субъекта Российской Федерации;
регистрация объектов государственного ветеринарного надзора
регионального значения и ведение реестра зарегистрированных
объектов;
ведение реестров ветеринарных специалистов субъекта Российской
Федерации;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов в области ветеринарии, организация научных
исследований по проблемам ветеринарии;
методическое обеспечение деятельности учреждений, подведомственных
исполнительному органу государственной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющего функции в сфере применения
ветеринарно-санитарных мер, и специалистов, занимающихся
предпринимательской деятельностью в области ветеринарии;
осуществление контроля за оборотом лекарственных средств для
животных;
согласование по отведению земельных участков и проектной
документации под строительство и реконструкцию животноводческих
объектов, предприятий по хранению и переработке продукции животного
происхождения, продовольственных и сельскохозяйственных рынков,
мест торговли животными, мест по утилизации биологических
отходов.
К ведению органов местного самоуправления отнести следующие
полномочия:
создание и обеспечение работы чрезвычайных противоэпизоотических
комиссий;
введение карантинных и иных ограничений, направленных на
предотвращение возникновения, распространения и ликвидацию очагов
заразных и массовых незаразных болезней животных на территории
муниципального образования;
обеспечение осуществления предусмотренных ветеринарным
законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по
ликвидации очагов особо опасных и массовых незаразных болезней
животных;
организация мероприятий с участием правоохранительных органов по
пресечению торговли животными и пищевыми продуктами в
неустановленных местах;
принятие правовых актов, регулирующих отношения в сфере содержания
сельскохозяйственных и домашних животных;
определение порядка учета сельскохозяйственных животных и собак и
организация проведения этих работ;
отведение сенокосных и пастбищных угодий с учетом
ветеринарно-санитарных требований;
установление правил выгула собак и контроль их соблюдения;
установление порядка отлова безнадзорных собак и кошек;
оборудование площадок для выгула собак;
определение и содержание мест захоронения, утилизации останков
животных;
отведение земельных участков для продовольственных,
сельскохозяйственных рынков и мест торговли животными;
доведение до сведения владельцев животных информации о правилах их
содержания, о проведении вакцинации и иных ветеринарных
мероприятиях на территории муниципального образования;
осуществление иных полномочий в сфере обеспечения эпизоотического и
ветеринарно-санитарного благополучия при производстве и обороте
пищевых продуктов, содержании сельскохозяйственных и домашних
животных в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
|
Разграничение полномочий внутри единой системы исполнительной
власти Российской Федерации в сфере применения
ветеринарно-санитарных мер позволит исключить дублирование функций
федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
Это будет реализовано только в том случае, если будут разграничены
территории и объекты, на которых могут проводить мероприятия
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации или органы местного
самоуправления.
Международные, общероссийские и межрегиональные мероприятия должны
организовывать и проводить федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
должны проводить работу и нести ответственность за ее результаты в
пределах своего региона, а муниципальные органы исполнительной
власти должны организовывать и проводить мероприятия в рамках своей
компетенции в пределах муниципального образования.
При этом федеральные органы исполнительной власти в случаях
возникновения очагов особо опасных болезней животных, заболевании и
отравлении людей через продукты животного происхождения должны
оказывать необходимую помощь региональным органам власти, а
региональные, соответственно – муниципальным.
Обеспечение эпизоотического благополучия территории субъекта
Российской Федерации – прерогатива ветеринарной службы субъектов
Российской Федерации т. к. это постоянная ежедневная работа,
связанная с профилактическими, диагностическими и лечебными
мероприятиями, а также с мониторингом, анализом ситуаций и
своевременным принятием соответствующих мер по защите населения от
болезней, общих для человека и животных, и пищевых
отравлений.
Для поддержания ветеринарно-санитарного благополучия необходимо
также участие органов местного самоуправления, которые предлагается
наделить перечисленными полномочиями.
|
2 |
Предложения по изменениям и дополнениям в «Положение о
государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации»,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от
19 июня 1994 года
№ 706:
К ведению федеральных органов государственной власти Российской
Федерации отнести осуществление федерального государственного
ветеринарного надзора:
при возникновении очагов особо опасных болезней животных на
территории нескольких субъектов;
при экспортно-импортных поставках животных и подконтрольной
ветеринарной службе продукции на государственной границе, в местах
таможенного оформления;
на биологических комбинатах и фабриках, научно-исследовательских и
опытно-производственных цехах, предприятиях биологической
промышленности и предприятиях по производству лекарственных средств
для животных, базах и предприятиях биологического снабжения и
других предприятиях по производству, хранению и оптовой реализации
биологических препаратов ветеринарного назначения;
на железнодорожных и автомобильных вокзалах, станциях, морских и
речных портах, аэропортах и аэродромах, иных специально
оборудованных местах для пропуска через государственную границу
лиц, транспортных средств, животных и продуктов животноводства;
на основных железнодорожных, автомобильных и речных
внутригосударственных направлениях перевозки животных и
подконтрольной ветеринарной службе продукции и маршрутах (трассах)
перегона животных;
на предприятиях государственного резерва;
за порядком приобретения, депонирования и использования в научно -
исследовательских целях штаммов микроорганизмов и их генетически
измененных форм;
при ввозе и вывозе из Российской Федерации возбудителей
инфекционных болезней животных, вакцинных штаммов и диагностикумов,
содержащих живые микроорганизмы;
на военно-морских базах и военных аэродромах, других пунктах приема
(пропуска через государственную границу) возвращающихся из-за
рубежа военных транспортных средств, армейских (флотских)
продовольственных базах и складах, предприятиях военной торговли,
подсобных хозяйствах воинских частей и военно-охотничьих
хозяйствах;
на объектах по содержанию животных, производству и обороту
продукции, подконтрольной ветеринарной службе, подведомственных
федеральным органам исполнительной власти в области обороны,
внутренних дел, исполнения уголовных наказаний, государственной
охраны, обеспечения безопасности Российской Федерации.
К ведению органов государственной власти субъектов Российской
Федерации отнести осуществление регионального государственного
ветеринарного надзора:
при возникновении очагов особо опасных, карантинных болезней,
массовых незаразных болезней на территории субъекта;
при содержании и разведении животных;
при заготовке, хранении и производстве кормов и кормовых
добавок;
при производстве и хранении продовольственного сырья и пищевых
продуктов в хозяйствах, занятых содержанием и разведением
животных;
на боенских организациях (убойных пунктах);
при переработке и хранении мяса и других продуктов убоя
животных;
при производстве и переработке молока;
в рыбодобывающих организациях, судах по ловле (добыче) водных
животных;
в рыбоперерабатывающих организациях;
при переработке продукции пчеловодства;
в организациях оптовой торговли;
при поставках, содержании и реализации животных организациями
розничной торговли (зоомагазинах);
при поставках, хранении и реализации кормов и кормовых добавок в
организациях оптовой и розничной торговли;
на продовольственных рынках, ярмарках, выставках и организациях
оптовой торговли;
при транспортировке животных и грузов, подконтрольных ветеринарной
службе;
при массовой гибели животных, сборе и утилизации биологических
отходов;
при хранении, реализации и применении на животноводческих
предприятиях и в ветеринарных лечебницах лекарственных средств для
животных.
К ведению органов местного самоуправления отнести осуществление
муниципального контроля в целях поддержания эпизоотического и
ветеринарно-санитарного благополучия на территории муниципального
образования:
организация рейдов с участием правоохранительных органов по
пресечению торговли животными и пищевыми продуктами в
неустановленных местах;
контроль за проведением сбора и утилизации биологических
отходов;
контроль соблюдения правил содержания и использования
сельскохозяйственных животных (птицы) и выгула собак.
|
Настоящие предложения по разграничению полномочий в сфере
осуществления государственного ветеринарного надзора сформулировано
в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008
№294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля», которыми предусмотрено
осуществление федерального государственного надзора, регионального
государственного надзора и муниципального контроля.
Предлагаемое разграничение полномочий позволит выполнять требования
Концепции административной реформы в Российской Федерации в
2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р, которой
предусмотрен запрет на проведение государственного контроля и
надзора в отношении одного объекта одновременно органами
государственного контроля и надзора разных уровней власти в целях
недопущения осуществления аналогичных по содержанию мер.
Указанная концепция указывает на необходимость разграничения
предметов ведения и полномочий в сфере контроля и надзора
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления в рамках административной реформы.
Предлагаемое разграничение полномочий позволит повысить
эффективность мер и ответственность должностных лиц при
осуществлении контроля (надзора), а также защитить права и законные
интересы предпринимателей при осуществлении надзора за счет
исключения дублирования функций контролирующих органов.
|