О рабочей встрече руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта и заместителя гендиректора Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителя (DG SANCO) Ладислава Мико
Встреча состоялась в Брюсселе и была посвящена обсуждению
наиболее актуальных вопросов обеспечения
безопасности поставок продукции, поднадзорной государственному ветеринарному
надзору, из стран Евросоюза на территорию Таможенного союза.
Большое внимание при этом было уделено разработке механизма
безопасной поставки из европейских стран
жвачных животных в условиях нестабильной эпизоотической ситуации по
заболеванию, вызываемому вирусом Шмалленберг. Как известно, в связи с развитием
вспышки этого заболевания, Россельхознадзор был вынужден ввести временные ограничения на ввоз крупного
и мелкого рогатого скота и племенного материала от них из Германии,
Нидерландов, Бельгии, Великобритании, Франции, Люксембурга, Италии и Испании, а
также на транзит через свою территорию крупного и мелкого рогатого скота,
экспортируемого из этих стран.
Принимая во внимание отсутствия новых вспышек заболевания в
Италии, Испании, Бельгии, Люксембурге в течение последних двух месяцев, Сергей Данкверт предложил по получению от Международного эпизоотического бюро
подтверждения отсутствия свежих случаев заболевания в этих странах, провести их
регионализацию, и разрешить экспорт в
Россию и транзит через ее территорию крупного и мелкого рогатого скота, а также
полученного от него генетического материала из благополучных районов этих
стран. В отношении Франции и Нидерландов Россельхознадзор полагает возможным
согласовать дополнение к ветеринарным сертификатам и разрешить ввоз скота и
генетического материала из этих стран при условии происхождения и выращивания
животных на территориях, свободных от заболевания, вызываемого вирусом
Шмалленберг. При этом животные перед отправкой в Россию должны проходить
карантин в одной из европейских стран, свободных от заболевания с получением
отрицательных результатов двукратных
диагностических исследований (на 7 и 21 день карантина). Ввоз нетелей при этом
разрешен не будет.
Вместе с тем, Россельхознадзор считает необходимым оставить
в силе все остальные ограничения, до улучшения эпизоотической ситуации в
Великобритании, с учетом действия ограничений по губкообразной энцефалопатии
крупного рогатого скота, и в Германии, принимая во внимание отсутствие
надлежащего контроля со стороны государственной ветеринарной службы этой страны
за распространением вируса Шмалленберг в национальной популяции жвачных
животных.
Стороны согласились в целесообразности продолжения
сотрудничества ученых России и Евросоюза по изучению биологии вируса
Шмалленберг и борьбе с вызываемым им заболеванием.
Сергей Данкверт и Ладислав Мико также обсудили вопросы,
связанные с актуализацией списка предприятий стран Евросоюза, заинтересованных
в поставках продукции, поднадзорной государственному ветеринарному надзору, в
Россию и другие страны Таможенного союза. При этом Сергей Данкверт нашел сроки
проведения проверки предприятий, предложенные Еврокомиссией, полтора года,
неоправданно долгими. Он напомнил Ладиславу Мико, что становясь членом ВТО,
Россия обязана соблюдать основополагающие правила этой организации –
недискриминации, эквивалентности подходов в контрольно-надзорной деятельности и
научной обоснованности предпринимаемых мер. В такой ситуации, не проведя аудит
национальных систем обеспечения безопасности стран-поставщиков, Россия не
должна полагаться на их гарантии безопасности производства и соответствия
поставляемой продукции нормам безопасности
России и Таможенного союза. При этом, принимая во внимание низкий уровень
гарантий, выявленный Россельхознадзором в ходе плановых проверок и в ходе
мониторинга импортируемой продукции на безопасность, нельзя исключить
вероятности того, что компетентные органы
Таможенного союза примут решение о проведении самостоятельной
актуализации списков, и о введении новых мер ограничительного характера.
Большое внимание было также уделено обсуждению вопросов,
возникших после введения Россельхознадзором временных ограничений на импорт
живых товарных свиней из стран Евросоюза. Как известно, ограничения были
введены вследствие многочисленных нарушений российского и международного
законодательства при их поставках. При этом меры, предложенные Еврокомиссией
для исправления создавшегося положения, неадекватны, в связи с чем
восстановление торговли живыми свиньями в настоящее время невозможно.
Помимо проблем, находящихся в ведении государственного
ветеринарного надзора, были обсуждены некоторые вопросы обеспечения
безопасности овощей и фруктов, поставляемых из Евросоюза в Россию, при этом
достигнута договоренность об обмене информацией в возможно короткие сроки.