Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
К реформе

Документы по теме

Замечания Управления ветеринарии г. Санкт-Петербург и Ленинградской области к проекту закона «О ветеринарии»

Текст в формате pdf.

Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области рассмотрел проект федерального закона № 362702-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии» и сообщает следующее.

Указанный проект противоречит концепции проводимой в Российской Федерации административной реформы, поскольку проектом предполагается «передача» субъектам РФ именно тех полномочий, которые в настоящее время ими осуществляются.

1. Установление и отмена карантина в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Анализируемым законопроектом предлагается считать переданными полномочия по установлению и отмене карантина в пределах территории субъекта РФ и закрепить это полномочие исключительно за высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего органа власти субъекта).

Однако, полномочия исполнительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций уже закреплены в законодательстве (ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в действующей редакции статьи 17 закона РФ от 14 мая 1993 № 4979-1 «О ветеринарии», ст. 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предупреждении чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий предусмотрено при межмуниципальном и региональном характере стихийных бедствий и эпидемий (пп.5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Введение карантина возможно и на отдельное личное подсобное хозяйство. В таком случае введение карантина высшим должностным лицом субъекта нецелесообразно.

Закрепление полномочий по установлению и отмене карантина в пределах территории субъекта РФ исключительно за высшими должностными лицами субъектов не соответствует законодательству в сфере государственно-правового устройства.

2. Проведение мониторинга ветеринарного состояния территории субъекта РФ.

В рамках полномочия субъекта по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, указанный мониторинг осуществляется в настоящее время, с подготовкой соответствующей отчетности в соответствии с регламентом предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, разработанным МСХ.

В соответствии с пп. 49, 49.1 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, проведение мониторинга ветеринарного состояния территории субъекта регулярно осуществляется субъектами РФ, таким образом дополнительное закрепление и передача указанных полномочий субъектам РФ представляется нецелесообразным.

3. Осуществление ветеринарного надзора, за исключением осуществления ветеринарного надзора на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечение безопасности.

Данное полномочие нельзя относить к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления субъектам Российской Федерации так как согласно Положению о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе управления ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством субъект РФ исполняет свои полномочия по государственному ветеринарному надзору за счет средств бюджета субъекта.

4. Лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для животных, за исключением деятельности по оптовой торговле лекарственными средствами для животных.

Согласно Федеральному закону от 12 апреля 2010г. N61-O3 «Об обращении лекарственных средств» (вступающему в силу 1 сентября 2010 года) лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Под фармацевтической деятельностью в указанном законе понимается - деятельность, включающая в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами. Считаем лицензирование фармацевтической деятельности (как оптовой, так и розничной) должно осуществляться каким-либо одним государственным органом, поскольку зачастую юридические лица осуществляют одновременно и оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами для животных. Таким образом, деление лицензирования между двумя органами приведет к созданию дополнительных административных барьеров.

5. Предлагается закрепить за федеральным органом исполнительной власти полномочия по принятию нормативных актов по вопросам осуществления переданных полномочий, даче обязательных указаний.

Принятие федеральным органом исполнительной власти административных регламентов исполнения органами власти субъекта государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора не согласуется с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) (статьи 2, 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Во многих субъектах России приняты административные регламенты по осуществлению надзора в сфере ветеринарии, которые прошли экспертизу на соответствие федеральному законодательству, в том числе в органах прокуратуры.

6. Полномочия федерального органа власти по согласованию структуры органа исполнительной власти субъекта, осуществляющего переданные полномочия, а также порядок назначения на должность и отстранения от должности его руководителя.

Субъекты Российской Федерации самостоятельны в вопросах определения структуры своих органов исполнительной власти. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 17, ст. 20, 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ). Никто не вправе вмешиваться в эти вопросы.

Считаем целесообразным сохранить сложившуюся сегодня процедуру согласования назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ и исключить из проекта закона право федерального органа власти на выдачу представлений как о назначении, так и на отстранение. Любое вмешательство и навязывание кандидатур есть вмешательство в компетенцию субъекта.

7. Проектом предлагается признать утратившим силу раздел 2 Закона РФ «О ветеринарии».

В связи с тем, что о мерах социальной поддержки специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации упоминается только в шестой статье закона о ветеринарии, считаем целесообразным сохранение статьи 6 «Социальная поддержка специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации», определяющая возможность установления мер социальной поддержки ветеринарным специалистам.

8. Признание статьи 12 Закона «О ветеринарии» полностью утратившей силу считаем нецелесообразным по следующим основаниям:

Наличие заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения таких предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам - необходимое условие сохранения безопасности окружающей среды и производимой продукции, что позволит избежать предоставление земельных участков под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства с нарушением требований о соблюдении зооветеринарных и санитарных разрывов, например вблизи мест уничтожения биологических отходов (скотомогильников).

9. Нецелесообразно исключать обязанность согласования маршрутов перевозки или перегона животных с органами государственного ветеринарного надзора.

Перевозка или перегон животных через местности, в которых введены ограничительные мероприятия (карантин) приведет к возникновению новых вспышек заболеваний.

10. В предлагаемом проекте закона субъектам на осуществление «переданных» полномочий предусмотрены субвенции из федерального бюджета за счет сокращения расходов на Россельхознадзор РФ в сумме 152 076 тыс. руб., т. е. 2% от объема финансирования территориальных управлений в размере более 7 миллиардов рублей в год.

Размер субсидий будет определяться исходя из: площади территории субъекта; численности сельскохозяйственных животных; количества объектов ветеринарного надзора и организаций, осуществляющих лицензируемый вид деятельности по реализации ветеринарных препаратов.

Сегодня в России 83 субъекта, Ленинградская область среди них не является лидером по количеству объектов ветеринарного надзора и организаций, осуществляющих лицензируемый вид деятельности по реализации ветеринарных препаратов, по расчетам комитета средний размер субвенций на учреждение в год в данном случае составит всего 100 тыс. рублей, что заведомо недостаточно для осуществления «передаваемых» полномочий.

11. Считаем необходимым проект закона дополнить статьей, предусматривающей внесение изменений в статью 23.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целю определения органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6-10.8 КоАП РФ.

Кроме того считаем целесообразным разработку единой типовой методики расчета нормативов минимальной штатной численности государственных ветеринарных учреждений субъектов РФ финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов. В настоящее время данные нормативные документы не разработаны, разработка единой типовой методики позволит аргументировано обосновать минимально необходимую численность ветеринарных специалистов государственных ветеринарных учреждений субъектов.

Вице-губернатор
Ленинградской области-
председатель комитета по
агропромышленному и
рыбохозяйственному комплексу
С.В. Яхнюк

Реформа в новостях