Протокол заседания Общественного совета при Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

Последнее изменение:
27.09.2023 16:56:40

Протоколы
Тип документа:
Протоколы
Принявший орган:
Россельхознадзор РФ
Дата принятия:
19.10.2017
Номер:
2
Тема:
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Файл №1
2017-10-19.pdf
19.10.2017 (Актуальная версия)
Скачать (pdf,6.5 MБ)


Содержание

19
 октября 2017 года г.Москва №

 

 

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ

Председатель
Общественного совета при Россельхознадзоре  

Е.В.ЦВЕТКОВА

 

Присутствовали:

 

члены
Общественного совета —

при  Россельхознадзоре

 

 

 

А.И.Бабурин,
Н.А.Зиновьева,

 Г.К.Ковалев, Т.И.Колчанова,

И.И.Кузьмин,
А.Н.Лоцманов,

С.Н.Лупехин,
С.А.Мирошников,

 Д.В.Поздняков  

 

 

Приглашенные

 

 

от
Россельхознадзора

С.А.Данкверт,
Н.А.Власов,

С.А.Алексеева,
Ю.А Швабаускене,

И.В.Андреевская, Н.И. Павлова,

Т.В.Балагула,
С.А.Павлов,

И.А.Окороков,
А.Г.Марюхина,

В.А.Сидорчук,
А.С.Осминин

 

от
Общественного совета при Минсельхозе России —

 

А.Л.Злочевский

 

от
Общественной Палаты Российской Федерации —

 

 

А.Х.Магомедов

 

 

 

от
Совета Федерации

Российской
Федерации —

 

 

 

 

С.Ф.Лисовский,
Л.З.Талабаева

 

от
Государственной Думы Российской Федерации —

 

О.Я.Знаменская

 

от
Правительства

Российской
Федерации 
 —

 

М.А.Герман,
А.А.Сохнев,

Е.А.Устинова

 

от
Республики Татарстан 
 —

Т.Г.Хадеев

 

от
общественных организаций Республики Крым

и
г.Севастополь
—  

 

 

В.Н.Диюк,
О.М.Мурашева,

Н.С.Старостина,
А.А.Савин,

В.А.Фридман

 

от
ассоциаций, союзов, общественных объединений —

 

Ю.М.Аносов,
Д.Б.Бадич,

И.В.Ефремов,
Г.С.Зверев,

К.И.Каравайный,
В.И.Курленко,

А.В.Ковалёнок, П.Ю.Кузьмин,

П.В.Краюшкин,
В.Е.Мильруд,

Л.Н.Маницкая,
М.В.Синельников

 

 

 

 

I. О нецелесообразности передачи
(делегировании) субъектам Российской Федерации контрольно-надзорных полномочий
Россельхознадзора в сферах государственного ветеринарного надзора;
государственного земельного надзора; карантинного надзора и обеспечения
качества и безопасности зерна и продуктов его переработки

и

об
эффективности исполнения органами государственной власти Республики Крым и г.
Севастополь части переданных полномочий Россельхознадзора по осуществлению
государственного контроля (надзора)

( Т.В.Балагула, Н.И.Павлова, И.В.Андреевская, С.А.
Данкверт,

С.Ф.Лисовский, М.А.Герман А.Н.Лоцманов,  А.Х.Магомедов,

М.В.Синельников, Т.Г.Хадеев, О.М.Мурашева, Н.С.Старостина,

А.Н.Лоцманов, В.А.Фридман, А.Х.Магомедов,

 А.А.Савин, Е.В.Цветкова,)

 

1.

В
соответствии с повесткой дня заседания Общественного совета при
Россельхознадзоре заслушаны доклады Н.И.Павловой – заместителя начальника
Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна, Т.В.Балагула
– начальника Управления внутреннего ветеринарного надзора, И.В.Андреевской –
начальника Управления фитосанитарного надзора, контроля качества и безопасности
зерна.

В результате прений по обсуждаемому
вопросу отмечено:

С.А.Данкверт – руководитель
Россельхознадзора подчеркнул, что в передаче полномочий в части надзора и
контроля субъектам Российской Федерации существует ряд проблем. На сегодняшний
день ввиду отсутствия возможности федерального контроля за надзорной
деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
работа на местах ведется в закрытом режиме.  При этом необходимым условием
для поддержания эпизоотического благополучия, пищевой безопасности и
экспортного потенциала страны является работа в открытом режиме, в том числе
посредством использования комплекса информационных систем, в том числе
Минсельхоза России и Россельхознадзора. 

Необходимо понимать, что общее направление
по реформе в надзорной деятельности в любом случае приведет к тому, что
какая-то часть полномочий будет передана субъектам Российской Федерации. Но, в
первую очередь, это должно касаться качества выпускаемой в регионе
продукции. 

Совместные действия федеральной и
региональной власти должны способствовать экономическому росту агропромышленного
комплекса. В настоящее время сложилась ситуация, при которой недостаток надзора
ведет к тому, что сельское хозяйство не может развиваться в достаточных и
нужных объемах. При этом обеспечение надзорными полномочиями должно происходить
равномерно на всей территории Российской Федерации с необходимым условием законодательного
закрепления механизмов взаимодействия между всеми звеньями ветеринарной службы,
обеспечения полной прослеживаемости поднадзорной продукции и прозрачной
деятельности региональных надзорных органов. 

С.Ф.Лисовский — первый заместитель
Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и
природопользованию, в своем выступлении поддержал позицию Общественного совета о нецелесообразности
передачи субъектам Российской Федерации контрольно-надзорных полномочий
Россельхознадзора. При этом отметил крайне низкую эффективность
деятельности  органов ветеринарии
субъектов Российской Федерации по биологической защите промышленных предприятий
агропромышленного комплекса (грипп птиц, африканская чума свиней, сибирская
язва, надулярный дерматит и другие заразные болезни животных).  В данном контексте обратил внимание на
необходимость усиления ветеринарного контроля в отношении подконтрольных
товаров при их перемещении между субъектами Российской Федерации всеми видами
транспортных средств, а также перегоне животных путем закрепления этих
полномочий за Россельхознадзором. Отмечена необходимость повышения
информационного взаимодействия посредством размещения в информационных системах
Россельхознадзора информации о деятельности ветеринарных служб субъектов
Российской Федерации.

Т.Г.Хадеев — председатель комитета по
экологии, природопользованию, агропромышленной политике Государственного совета
Республики Татарстан подчеркнул, что такое представительное публичное рассмотрение
вопросов по предложенной повестке заседания Общественного совета позволяет
услышать различные точки зрения и это важно для принятия взвешенных и
обоснованных решений. Он акцентировал внимание на распространении опасных
болезней животных – африканской чумы свиней и других — на территориях, не имеющих
территориальных границ. В случае передачи субъектам Российской Федерации  полномочий по ветеринарному надзору (и другим
видам надзора и контроля) нарушится слаженная система государственного
управления в данных сферах.

Применительно к земельному надзору в
случае передачи полномочий субъектам Российской Федерации, муниципальным
образованиям в частности, эффект будет крайне отрицательным. При этом уже
имеется отрицательный пример исполнения переданных полномочий Россельхознадзора
органам исполнительной власти Республик Крым и  г. Севастополь. В своем выступлении Т.Г. адеев
подчеркнул отсутствие необходимости передачи субъектам Российской Федерации
полномочий Россельхознадзора по рассматриваемым направлениям деятельности. Ранее
Президент Республики Татарстан направлял обращение по этому вопросу  заместителю Председателя Правительства
Российской Федерации   Д.Н.Козаку.

Г.С.Зверев —  президент Всероссийской ассоциации
рыбхозяйственных предприятий и экспортеров (ВАРПЭ) и Л.З. алабаева член
Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и
природопользованию — Представитель от законодательного органа государственной
власти Приморского края поддержали мнение Общественного совета о
нецелесообразности передачи отдельных контрольно-надзорных полномочий Россельхознадзора
субъектам Российской Федерации.

А.Н.Лоцманов — первый заместитель председателя
Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
Российского союза промышленников и предпринимателей
подчеркнул, что
анализ контрольных функций государства на сегодняшний день сделан и в других
областях, и главное здесь — разделить бизнес и предприятия на добросовестных и
недобросовестных участников рынка, где первые заинтересованы в ужесточении
законодательства, повышении ответственности и усилении государственного
контроля. А.Н.Лоцманов поддержал позицию Общественного совета о
нецелесообразности передачи части полномочий Россельхознадзора органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.2.  

Учитывая,
что передача контрольно-надзорных полномочий Россельхознадзора субъектам
Российской Федерации приведет к разрушению целостности надзорных полномочий,
осуществляемых Россельхознадзором, и как следствие, негативному воздействию на
различные секторы сельскохозяйственного производства, обострению эпизоотической
ситуации по опасным болезням животных, ухудшению фитосанитарного состояния
территорий Российской Федерации о позиции Общественного совета по данному вопросу
информировать Правительство Российской Федерации и Минсельхоз России.

1.3.  

Просить
Минсельхоз России о целесообразности обращения в Правительство Российской
Федерации о предоставлении субъектам Российской Федерации полномочий по
контролю за качеством пищевой продукции при ее производстве хозяйствующими
субъектами.

Практическая
реализация данного предложения позволит усилить борьбу с фальсифицированной
пищевой продукцией, повысить ее качество и конкурентность при обороте на
территории Российской Федерации и ее экспорте.

1.4.
Рекомендовать Россельхознадзору совместно с экспертным сообществом проработать
вопрос о целесообразности наделения Россельхознадзора полномочиями по контролю
(надзору) за деятельностью, связанной с перемещением поднадзорных товаров между
субъектами Российской Федерации всеми видами транспортных средств, а также
перегоне сельскохозяйственных животных.

2. Вопрос об эффективности
исполнения органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополь
части переданных полномочий Россельхознадзора по осуществлению государственного
контроля (надзора) рассматривался в
соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 10
октября 2017 г. № П36-52659.

В соответствии
со статьей 26.8. Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» между
Россельхознадзором, Советом Министров Республики Крым и Правительством г.
Севастополь заключены соответствующие соглашения от 16 июня 2014 г., которые
утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации  от 6 августа 2014 г. № 1475-р и переданы следующие полномочия
Россельхознадзора в сфере:



государственного
надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных
растений;



государственного
земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения в земельных
участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных
пунктах;



федерального
государственного ветеринарного надзора, за исключением ветеринарного контроля в
пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или)
местах полного таможенного оформления;



федерального
государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств в отношении
лекарственных средств для ветеринарного применения;



лицензирования
фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для
ветеринарного применения, за исключением указанной деятельности, осуществляемой
ветеринарными аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями,
места осуществления деятельности которых находятся на территории двух и более
субъектов Российской Федерации;



федерального
государственного карантинного фитосанитарного надзора, за исключением
карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления;



государственного
надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов,
материалов и изделий, в том числе за соблюдением требований к качеству и
безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства,
побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для
государственных нужд.

2.1.

В
результате прений по обсуждаемому вопросу отмечено:

В.А.Фридман —
Генеральный  директор ООО «Авал» (г. Севастополь)
акцентировал внимание присутствующих на необоснованном привлечении предприятия
к административной ответственности якобы за нарушения, связанные с проверкой
судовых партий зерна для последующего экспорта. В течение 2015 г. Крымсельхознадзором
было вынесено 58 постановлений о привлечении 
должностных лиц к ответственности, которые были в последствии отменены
судебными органами. Допускается недобросовестное отношение сотрудников
Крымсельхознадзора, являющегося структурным подразделением Департамента при
отборе проб зерна на установление его засоренности и другие нарушения, которые
мы расцениваем как административное давление на хозяйственную деятельность
предприятия.

О.М.Мурашева — общественный деятель Республики
Крым акцентировала внимание на неудовлетворительном нормативно-правовом
регулировании Госкомветеринарией Республики Крым вопросов, связанных с отловом
и содержанием безнадзорных животных на территории муниципального образования
Черноморского района Республики Крым, а также с практической деятельностью по
этому вопросу. Было также отмечено, что рост популяции бродячих собак и кошек
создает социальную напряженность и отрицательно влияет на курортную
привлекательность региона в целом.

Н.С.Старостина — руководитель правового
управления «Объединение потребителей России в  г. Москве» обратила внимание на поставки в
дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения здравоохранения
Республики Крым молочной и мясной продукции, не соответствующей требованиям
качества. По результатам отобранных проб в молочной продукции были выявлены
метронидазол, доксициклин, ронидазол, окситетрациклин и другие
вещества опасные для жизни и здоровья детей и взрослых.

По мнению Н.С.
Старостиной работа по повышению качества продукции, вырабатываемой на
предприятиях полуострова Крым, должна быть сосредоточена в органах
исполнительной власти Республики Крым и г.Севастополь.

А.Х.Магомедов — член Общественной палаты
Российской Федерации, заместитель Председателя Комиссии по развитию
агропромышленного комплекса и сельских территорий ОП РФ поддержал позицию
выступающих о нецелесообразности передачи полномочий Россельхознадзора
субъектам Российской Федерации.

А.Х.Магомедов также предложил о позиции
Общественного совета с соответствующим заключением о неэффективном исполнении
переданных полномочий информировать Общественные Палаты Республики Крым и г. Севастополь для всестороннего
общественного обсуждения.

А.А.Савин — заместитель
Председателя Союза «Региональное объединение работодателей «Севастопольский
союз промышленников и предпринимателей» (Севастопольское региональное отделение
РСПП) в силу форс-мажорных обстоятельств представил письменную позицию, в
которой подчеркнуты систематические нарушения со стороны органов исполнительной
власти Республики Крым и г. Севастополь установленных требований
законодательства Российской Федерации при проведении проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей в части 
государственного земельного надзора. В частности, отсутствие порядка
организации проверок (издание приказа, уведомление о проверке, неознакомление с
актом проверки и др.) позволяет в ряде случаев давать не объективную оценку со
стороны проверяющих. В предписаниях об устранении выявленных нарушений требований
земельного законодательства  не
указываются сведения о площади, местоположении, кадастровом номере земельного
участка, наименование нормативных правовых актов, ссылки на них,
устанавливаются заведомо малые сроки для устранения нарушений. Не проводятся
мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований
земельного законодательства (издание и опубликование руководств, инструкций; проведение
семинаров, конференций и других мероприятий).

М.А.Герман — директор Департамента Правительства Российской Федерации по
формированию системы «Открытое правительство» положительно отметил представительный
состав участников заседания Общественного совета и обстоятельные доклады
основных выступающих на заседании.  

3. Заслушав и обсудив доклады и
выступления участников заседания, а также результаты проведенного Россельхознадзором
мониторинга исполнения органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополь переданных полномочий
Россельхознадзора, Общественный совет считает  неудовлетворительным их исполнение и рекомендует
расторгнуть Соглашения между Федеральной службой по ветеринарному и
фитосанитарному надзору и Советом Министров Республики Крым о передаче Совету Министров
Республики Крым для осуществления части полномочий Федеральной службы по
ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденные распоряжением
Правительства Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 1474-р.

 

Результаты голосования:

«ЗА» — 10 голосов,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

 

Решение
принято.

 

 

II.

О 
мониторинге внедрения на территории Российской Федерации с
1 января 2018 г. электронной ветеринарной сертификации продукции

(Н.А.Власов, М.В.Синельников, Г.С.Зверев, Л.З.Талабаева,
С.Н.Лупехин)

 

2.1.

В
результате обсуждения доклада заместителя Руководителя Россельхознадзора Н.А.
Власова по данному вопросу принять к сведению информацию о принимаемых мерах
Россельхознадзором и Минсельхозом России о проводимой организационной и практической
деятельности в этом направлении.

2.2.

Отметить,
что по состоянию на 19 октября 2017 г., в основном сформирована
нормативно-правовая база, касающаяся введения с 1 января 2018 г., электронной
ветеринарной продукции. Находятся на регистрации в Минюсте России приказ
Минсельхоза России «Об утверждении порядка предоставления информации в
Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и
получения информации из нее».

Разработаны и
направлены на регистрацию в Минюст России приказы – «Функциональные и
технические требования к ФГИС в области ветеринарии», «Требования и защита
информации, содержащаяся в ФГИС в области ветеринарии», Об утверждении
Методических указаний по обеспечению ФГИС в области ветеринарии».

Изданы или
внесены на регистрацию в Минюст России соответствующие приказы Минсельхоза
России по уточнению перечня продукции; определению лиц уполномоченных
организаций, являющихся производителями или участниками оборота товаров;
перечню аттестованных материалов в области ветеринарии и другие.

Минсельхоз России уже внес в Правительство
Российской Федерации законопроект о продлении переходного периода. В
случае, если Государственная Дума Российской Федерации успеет рассмотреть и
принять в текущую осеннюю сессию этот законопроект, то переходный период для
ЭВС будет продлён до 01 июля 2018г.

В настоящее время находится на регистрации
последний из приказов Минсельхоза России, в котором предусмотрен порядок
внесения и получения информации в федеральной информационной системе в сфере
ветеринарии (с указанием её полного названия). В завершающей стадии доработки находятся
методические указания о внесении и получении информации. 

2.3.

В результате прений по обсуждаемому вопросу отмечено:

Г.С.Зверев и Л.З.Талабаева высказали
совместное предложение о целесообразности распространения переходного периода
по электронной сертификации уловов водных биологических ресурсов, добытых  хозяйствующими субъектами рыбохозяйственного
комплекса.

М.В.Синельников — заместитель руководителя
Исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации отметил, что были
проведены опросы отраслевого мясного сообщества, результаты которого  показали 60% готовность к переходу к ЭВС с 01
января 2018 г.. В частности в птицеводческой отрасли — 72%, в свиноводческой
отрасли — 100% выразили готовность  перейти
на электронную сертификацию.  Однако все производители
поддерживают увеличение переходного периода внедрения электронной сертификации
с 01 января до 1 июля 2018 года. При этом подчеркнуто, что региональные
управления ветеринарии крайне скудно освещают вопросы, связанные с переходом на
электронную сертификацию,

2.4. Считать удовлетворительной работу Россельхознадзора,
проведенную по данному вопросу.

 

Результаты голосования:

«ЗА» — 10 голосов,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0 голосов.

 

Решение принято.

 

 

III.

Об исполнении Россельхознадзором
Представления Счетной Палаты Российской Федерации по итогам контрольного
мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на
2016 год» и «бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за
2016 год в Федеральном государственном бюджетном учреждении  «Ростовский
референтный центр Россельхознадзора»

(С.А.Алексеева)

Заслушав информацию заместителя
Руководителя Россельхознадзора   С.А.Алексеевой  по данному вопросу одобрить работу,
проведенную Россельхознадзором и ФГБУ «Ростовский референтный центр» по
исполнению предписания Счетной Палаты Российской Федерации от 24.05.2017г. №
ПР09-48/09-01.

 

Результаты голосования:

«ЗА» —  10 голосов,

«ПРОТИВ» — 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» — 0
голосов.

 

Решение принято.

 

 

 

 

Председатель Общественного
совета

при Россельхознадзоре  Е.В.Цветкова   

Список дат изменений документа:
2023-09-27 16:56:402022-11-28 09:47:26
Дата создания: 19.10.2017, 12:00
Дата последнего изменения: 27.09.2023, 20:32